Единственное, чем интересно голосование 2 марта, – какой будет явка в различных субъектах Федерации. Региональные власти активно включились в борьбу за последний ресурс – молодежь, традиционно считающуюся пассивной частью электората.
Практически во всех регионах избиркомы провели День молодого избирателя. Молодежь пичкали приевшимися ролевыми играми, олимпиадами и конкурсами рефератов по избирательному праву. Избиркомы, понимая, что сочинениями юношество к урнам уже не затащишь, попытались хитрым образом узнать, чего же хочет сама молодежь. А потому повсеместно проводили конкурсы креативных идей на тему «Как привлечь молодежь к голосованию».
На Ставрополье и в Архангельске избирателей будут привлекать уже привычной акцией – раздавать ленточки с российский триколором и надписью «Я иду на выборы». Причем в Ставрополе их будут раздавать заранее, и только в том случае, если молодой человек правильно ответит на вопрос «Когда состоятся выборы президента РФ?». Если потенциальный избиратель сначала ответит неправильно, ему тут же все растолкуют и ленточка все равно найдет владельца.
На Кубани избирателей завлекают материальными благами – каждому проголосовавшему обещают подарить билет, который будет участвовать в розыгрыше ценных призов, среди которых плазменный телевизор, стиральная машина и др.
В Ингушетии, где обычно с явкой и нужными результатами проблем не бывает, каждому госслужащему вменено в обязанность обеспечить участие в выборах как минимум десяти человек. Акция «10+1», по сведениям оппозиции, проводится по инициативе чиновников правительства республики. Из соседней Чечни, где также явка неуклонно стремится к 100%, такого не слышно. Президент республики Рамзан Кадыров лишь заявил, что надо привлекать на участки творческие коллективы филармоний, чтобы голосование проходило в праздничной обстановке.
В погоне за электоратом избиркомы все чаще начали вторгаться в святая святых молодежи – компьютерный мир. На сайте избирательной комиссии Ростовской области размещена флэш-игра «Мир демократии» и анимированный сайт «город», бродя по которому молодежь должна постичь идею о необходимости участия в выборах. Избирком Коми проводит конкурс на лучшую компьютерную заставку для рабочего стола на избирательную тематику. В Хабаровской области провели конкурс интернет-баннеров «Я иду на выборы», что должно повлечь «повышение электоральной активности интернет-сообщества».
В Тверской области проводится акция «Выбери свой символ». Молодые избиратели на специальном бланке ставят символ, который будет их отметкой в бюллетене на выборах президента РФ. Примечательно, что большинство молодых людей выбрали «смайлик» в виде улыбающегося человечка. Кроме того, в рамках акции была организована фотосессия – избиратели участвовали в портретной фотосъемке. Фотографии будут смонтированы на общие плакаты, которые в день голосования разместят на избирательных участках.
Накануне выборов в Самаре «Молодая гвардия» начала акцию «Голос Самары – сильнее всех». В Москву направили письмо, в котором молодежи столицы предложили устроить соревнование «кто будет политически активнее на выборах президента, у кого будет больше явка». Ответила ли что-то столичная молодежь молодогвардейцам – неизвестно.
Избирком Иркутской области не остановился на поощрении самих избирателей и учредила памятную медаль «Выборы президента РФ 2 марта 2008 года». Награду будут вручать «за профессионализм и безупречную работу людям, которые приняли активное участие в подготовке и проведении президентских выборов». Всего планируется изготовить 300 медалей.