Журналист Александр Будберг написал статью, в которой совершил несколько резких личных выпадов в адрес публициста Виталия Иванова. Публицист Виталий Иванов через несколько дней посвятил Александру Будбергу статью, смысл которой сводится к тезису «сам дурак».
Экспертное сообщество следит за развитием событий, что неудивительно – Будберг приходится мужем начальнице управления пресс-службы президента Наталье Тимаковой (чьих-то личных секретов я не раскрываю, супруги – заметные светские персонажи, о них регулярно пишут в соответствующих разделах популярных газет), Иванов, в свою очередь, тоже приходится кем-то очень близким ряду чиновников администрации президента из «сурковской башни Кремля». Иными словами, хулиганская (Будберг пишет о «понаехавших в Москву за последние пару лет Растиньяках», имея в виду красноярское происхождение Иванова, Иванов называет инвективы Будберга «дешевыми мульками», имея в виду тоже явно что-то очень обидное) полемика двух авторов – это не просто полемика, а такая вариация на тему «Гамлет–занавес–Полоний», то есть, протыкая шпагой занавес, Гамлет-Будберг пытается убить Полония-Суркова, а Гамлет-Иванов – Полония-Тимакову. И вот за этим поединком, как уже было сказано, экспертное сообщество следит, затаив дыхание.
2 марта Россия выберет нового президента, и в силу особенностей устройства российской политики имя человека, который станет главой нашего государства, всем известно заранее, а для самых недогадливых на здании строящейся гостиницы «Москва» повесили огромный плакат с двумя президентами – уходящим и приходящим. Конечно, президентом будет Медведев, а то, что и на плакатах, и в рекламных роликах рядом с Медведевым позирует Путин, должно свидетельствовать о том, что курс, которым следует страна, никто менять не собирается.
Но все же стоит иметь в виду, что Путин и Медведев – это два разных человека (версию о том, что это одно и то же лицо, стоит с негодованием отмести – их не раз видели вдвоем, и это не монтаж). И мифология власти, выстроенная вокруг Путина, с ним точно уйдет, даже если сам он действительно станет премьер-министром. Все эти «силовики», «либералы», «соседи по дачному кооперативу» с последним ударом курантов 2 марта перестанут существовать, как Золушкина карета, хотя бы потому, что и дача у Медведева была в другом кооперативе, и вообще он просто совсем другой – возрастом, характером, темпераментом. Всем. А раз так, значит, и роли в пространстве вокруг президента тоже будут не без причудливости перераспределены, и чем черт не шутит – может быть, в новом сезоне реальный Игорь Сечин выступит в роли «Суркова», а реальный Владислав Сурков – в роли того «Сечина», которого мы знаем и любим по путинским временам.
В этом нет ничего нового. Когда победитель известен заранее, главным поединком становится не финал, а матч за третье место. В нашем случае речь идет, разумеется, не о том, кто станет вторым и третьим по итогам президентских выборов (судьба Зюганова и Жириновского всерьез интересует, наверное, только их родных и близких), а о том, кто – снова процитируем Будберга – будет следить за тем, «насколько искренне все чиновники присягнут новому президенту». Исход этого поединка в отличие от исхода президентских выборов совсем не предопределен, а значит – именно распределение ролей в новом сезоне кремлевского театра станет главной интригой ближайших месяцев.
А экспертному сообществу, приученному к тому, что в выступлениях президента самое интересное – каламбуры про рабов на галерах и жен, варящих щи, а политические прогнозы могут сбываться только случайно, да и то с исчезающе малой вероятностью, – так вот, экспертному сообществу только и остается, что следить за тем, как Александр Будберг и Виталий Иванов обзывают друг друга нехорошими словами. Следить – и тихо надеяться на то, что будущее перераспределение ролей изменит и эту, в общем, унизительную для всех ситуацию.