Штурвал этого самолета Владимир Путин уступил преемнику.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
20 февраля в подмосковном Жуковском состоялась официальная презентация стратегии развития Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) до 2025 года и плана строительства Национального авиацентра. Президента РФ Владимира Путина и первого вице-премьера и его преемника Дмитрия Медведева познакомили с новейшими образцами отечественного военного и гражданского авиастроения.
Деньги для авиацентра
18 октября прошлого года Владимир Путин подписал распоряжение премьер-министру РФ и губернатору Московской области Борису Громову о рассмотрении вопроса создания в городе Жуковском Московской области Национального центра авиастроения и об ускорении реализации мероприятий по организации траспортно-выставочного комплекса. Национальный авиационный центр в Жуковском должен обеспечить решение всех проблем российской авиации как гражданского, так и военного назначения. Концепция создания центра предполагает объединение ведущих научных институтов, работающих в авиационной отрасли на территории Жуковского. Кроме того, в Жуковский планируется перенести московские отраслевые конструкторские бюро и опытные заводы – Сухого, корпорации «МиГ», Ильюшина, Яковлева и Туполева, а также создать центр фундаментальных и прикладных исследований в области авиации, то есть организацию типа американского NASA.
Здесь будет осуществляться координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области авиации и космонавтики.
По неофициальным данным, создание центра должно обойтись в 1 млрд. долл. Средства планируется выделять из двух бюджетов – федерального и Московской области, а также из инвестиционного фонда и собственных средств ОАК. Привлекут и инвесторов. Для получения необходимых средств ОАК планирует продать принадлежащую ей недвижимость, расположенную на Ленинградском и Волоколамском шоссе. К территории Жуковского предполагается присоединить 1300 га земли от берега Москвы-реки до трассы М-5 «Урал». По мнению главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Дмитрия Васильева, «перевод всех авиакомпаний из Москвы в Жуковский экономически очень выгоден столице: освободятся громадные площади, которые стоят очень больших денег». Достаточно сказать, что на Ленинградском шоссе находятся ОКБ Яковлева и Ильюшина.
Как все будет проходить на самом деле, пока говорить сложно. Но эксперты отмечают, что если создание данного центра будет идти такими же темпами, как и становление ОАК, то говорить о быстром скачке вперед отечественного самолетостроения просто бессмысленно.
Сверхзадачи
Однако амбиции ОАК официально уже были обозначены 12 февраля на заседании совета директоров корпорации. К 2025 году Росавиапром намерен завоевать не менее 20–30% мирового рынка военных и 15% гражданских самолетов. Это означает продажу 250–300 самолетов в год.
В гражданском секторе основные ставки делаются на такие крылатые машины, как «Сухой Суперджет 100», МС-21, Ту-204СМ, а также на модернизацию целого ряда уже освоенных машин. В области военной авиации стратегия предусматривает продолжение поставок стратегического бомбардировщика Ту-160 и модернизацию всех авиационных комплексов Дальней авиации. К 2010 году на рынок планируется представить истребители МиГ-35 и Су-35, относящиеся к промежуточному – между четвертым и пятым – поколению боевых самолетов. Эти два образца, а также истребитель-бомбардировщик Су-34 позволят удовлетворить первоочередные потребности российских Вооруженных сил и удержать паритетные позиции с ведущими производителями США и ЕС на рынках военной авиатехники третьих стран. Завоевать отечественное и чужое небо должен и новый учебно-боевой Як-130.
Пока же военные авиаторы едва ли не стонут от того, что нынешняя боевая техника буквально десятками выходит из строя по причине того, что заканчиваются сроки ее эксплуатации, а новая и модернизированная поступает в авиачасти в считаных экземплярах.
Су-34 в прошлом году было поставлено всего две единицы. Не так давно заместитель главкома ВВС генерал Игорь Садофьев признавался, что ему бы «хотелось, чтобы за год перевооружались как минимум два полка, это 48 самолетов». «Но на сегодняшний день это нереально, – с сожалением говорил он. – Мы будем получать, я думаю, машин шесть-восемь в год».
По оценкам Института национальной стратегии, проведшем в конце прошлого года специальное исследование, при сохранении нынешнего уровня поставок авиационной техники в войска к 2017 году большая часть военных самолетов будет иметь запредельный возраст, а их численность сократится примерно на треть.
О создании перспективного многофункционального истребителя пятого поколения тот же генерал Садофьев сказал, что сотрудничество с Индией, соглашение о которой было подписано в Москве в октябре прошлого года, должно позитивно сказаться на развитии проекта: «Сроки заданы – самолет пятого поколения в 2012 году должен полететь, в 2015 быть на вооружении. Международная координация, объединение усилий в разработке будут только ускорять процесс. Это же дополнительное финансирование, вне всякого сомнения. По этому пути сейчас весь мир идет, и мы тоже».
В свою очередь, главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин в конце декабря прошлого года сообщил, что несколько российских компаний работают над обликом нового стратегического ракетоносца для Дальней авиации. Правда, по его словам, «облики будущих самолетов только формируются».
Говоря о новых самолетах, принятых на вооружение российских ВВС, Зелин отметил: «Сегодня есть определенное количество летательных аппаратов. Мы проводим их модернизацию и в то же время строим новые машины этого же класса». Пример – Су-24. С одной стороны, проводится его модернизация, с другой – ВВС уже получают серийные Су-34. То же самое происходит и с вертолетами: Ми-24 модернизируются, новые Ми-28 поставляются.
«И так идет замена по каждому классу летательных аппаратов, по каждому роду авиации», – подчеркнул главнокомандующий ВВС.
Эксперт по вооружениям Дмитрий Васильев также сказал обозревателю «НГ», что эта программа, несомненно, будет выполняться, как все подобные начинания, инициируемые президентом, «но какими темпами, сказать трудно».