Сотни москвичей и жителей области не смогли вчера вовремя добраться до рабочих мест из-за очередного сбоя в работе метрополитена. Неисправность семафоров на Замоскворецкой линии привела к увеличению интервалов в движении поездов. Утром, в час пик, этого оказалось достаточно, чтобы на платформах и в вестибюлях станций скопились сотни пассажиров.
Войти в вагон с первой и даже с пятой попытки удавалось далеко не всем. По мнению экспертов, из-за возросшего пассажиропотока столичная подземка работает сегодня на пределе своих возможностей и любой, даже самый незначительный сбой может привести к масштабному транспортному коллапсу.
Среди тех, кому «посчастливилось» застрять в подземной пробке, оказались и несколько сотрудников «НГ». По словам официальных представителей метрополитена, инцидент произошел в 7.30, и вскоре неисправность была устранена. Однако и в 9.00, и в 9.30 при входе на южные станции Замоскворецкой линии голос из громкоговорителей предупреждал, что по техническим причинам поезда следуют с увеличенным интервалом. Дальше взору открывалась платформа, полностью заполненная людьми. На станцию «Кантемировская» и вовсе было невозможно войти – заглянув через стеклянные двери, люди поворачивали обратно. Тем же, кому посчастливилось пробраться на платформу, удавалось втиснутся лишь в пятый, а иногда и десятый состав. При этом интервалы между поездами составляли по 5–7 минут, вместо обычных 90 секунд. Люди буквально «трамбовались». Не лучше приходилось и тем немногим, кто собирался покинуть вагон. Проталкиваясь сквозь толпу, некоторые спотыкались и падали на колени. Однако помогать им никто не спешил, люди старались как можно быстрее занять освободившиеся места.
«На станции «Орехово» в сторону центра обычно можно сесть в первый же поезд, однако сегодня было иначе, – рассказал «НГ» житель столицы Антон Облачков. – Спустился на платформу, услышал объявление: «На поезд в сторону станции «Домодедовская» посадки нет». Я обрадовался – думал, его развернут, и пустым подадут в центр. Ошибался, сесть удалось только в восьмой по счету поезд». Тем, кому все же удавалось попасть в вагон, предстояло пройти еще одно испытание. Поезда останавливались в тоннеле и стояли по 5–10 минут. В условиях ужасной тесноты и духоты фраза машиниста: «Просьба сохранять спокойствие» – звучала как издевательство.
В столичной подземке считают, что ничего страшного не произошло. «Я не знаю, почему люди опоздали на работу, – негодует начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Московского метрополитена Дмитрий Головин. – Была затруднена посадка, да и то только на некоторых станциях. Утром произошла неисправность устройств сигнализации между станциями «Кантемировская» и «Царицыно», причем в сторону «Красногвардейской», куда в это время очень мало народа едет. Некоторое время были незначительно увеличены интервалы до 2–2,5 минуты». По его словам, с задержкой следовали три состава, и именно на них была затруднена посадка. «Я сам ехал в это время по «зеленой» ветке и ничего страшного не увидел, просто было чуть больше людей, да и то только на тех станциях, на которых это происходит обычно, – заявил он. – Да и вообще подобные сбои у нас редкость. А техника везде ломается, и на земле, и под землей». Однако стоит отметить, что с начала месяца это уже второй случай. Так, 4 февраля произошли задержки в движении поездов в районе станции «Дубровка» Люблинско-Дмитровской линии в сторону «Марьино». Тогда причиной увеличенных интервалов была названа неисправность подвижного состава.
По мнению экспертов, подобные столпотворения происходят в столичной подземке даже не из-за неисправностей, а из-за того, что метрополитен уже не в состоянии справиться с огромным пассажиропотоком. Малейший сбой приводят к лавинообразному накоплению пассажиров и увеличению интервалов в движении поездов. «Выходом из сложившейся ситуации я вижу развитие пригородно-городских перевозок надземными электричками, потому что число пассажиров неуклонно растет и скоро ситуация в подземке будет такая же, как и на московских дорогах», – поделился своим мнением заведующий кафедрой «Железнодорожные станции и узлы» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Владимир Шубко. У столичных властей свой взгляд на решение проблемы – «автономное метро». По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, оно должно соединить периферийные районы города, разгрузив линии метро.