Между руководством Чечни и Минобороны, похоже, назревают новые трения – на этот раз по поводу разминирования территории республики. По данным помощника депутата Госдумы Адама Делимханова Исмаила Дадалаева, в республике необходимо разминировать 24,5 тыс. га земли. В военном ведомстве утверждают, что готовы очистить от мин в этом году только 1 тыс. га.
По данным правозащитников, с 2000 года в Чечне от мин и неразорвавшихся снарядов погибли около 900 граждан, в том числе 131 ребенок. Около 3 тыс. человек получили ранения и травмы.
Осенью 2007 года городские и районные администрации республики собрали сведения о площадях участков сельхозугодий, лесных массивов, промышленных и социальных объектов, на которых нужно проводить работы по разминированию. По мнению чеченских властей, этот процесс в республике идет крайне медленно. При этом в пресс-службе президента и правительства Чечни утверждают, что сплошное разминирование относится к прерогативе Минобороны РФ, а очаговое разминирование возлагается на МЧС и военные комендатуры. Как утверждает Исмаил Дадалаев, фирмы, которые порекомендовало Минобороны для проведения разминирования, запросили за работу баснословные деньги: стоимость очистки одного гектара земли составляет 500–600 тыс. руб. «С учетом общей территории предстоящего разминирования эта сумма для республики – более 12 миллиардов рублей – непосильная ноша», – отмечает Дадалаев. По его словам, сейчас этот вопрос рассматривается в Минобороны РФ и находится под контролем первого вице-премьера Сергея Иванова.
В Минобороны РФ от решения проблемы не отказываются. Как заявил «НГ» помощник Главкома Сухопутных войск полковник Игорь Конашенков: «В Чечне в прошлом году было обезврежено около 6000 взрывоопасных предметов. Работа велась саперными подразделениями 42-й мотострелковой дивизии на основе разовых заявок. От госструктур и граждан Чечни сейчас имеются разовые заявки на обезвреживание взрывоопасных предметов. Каков объем работы будет проделан нашими саперами, мы узнаем в конце года».
При этом он отметил, что работа по обезвреживанию мин и снарядов по-прежнему будет вестись только штатными инженерно-саперными подразделениями, дислоцированными в Чечне на постоянной основе, то есть саперами 42-й дивизии. Конашенков подчеркнул, что работа по разминированию связана с риском для жизни и согласно приказам Минобороны РФ труд саперов оплачивается дополнительно. Что касается планового разминирования больших площадей (от нескольких десятков до сот гектаров), то, по словам Конашенкова, обычно этим занимаются гражданские организации: «Работа эта длится годами и требует значительных финансовых средств».
По словам начальника инженерных войск ВС РФ генерал-полковника Николая Сердцева, «одному батальону при соблюдении международных стандартов потребовалось бы несколько десятков лет, чтобы очистить только пахотные земли и пастбища этой республики». Всего, по данным генерала, в 2007 году саперы Минобороны обезвредили в Чечне 30 тыс. боеприпасов.
Между тем, как сообщили «НГ» в пресс-службе правительства Чечни, территории, которые подлежат разминированию, включают земли лесного фонда (7336,3 га), но большую их часть составляют сельхозугодья (16 520,3 га). Трения с Минобороны в правительстве Чечни отрицают. «Сейчас между ведомствами идет диалог по финансированию, – заявил «НГ» министр сельского хозяйства Чечни Руслан Эдельгериев, – этот вопрос не нужно предавать огласке, поскольку основной финансовый документ республики еще не принят. Я поднял вопрос о финансировании разминирования в начале года лишь потому, чтобы его не оттягивать».