Кандидат в президенты номер один продолжает предвыборные поездки по России. Вчера он побывал в столице Удмуртии – крупнейшем российском центре оборонного машиностроения, знаменитом не только легендарным автоматом Калашникова, но и зенитно-ракетными системами Сухопутных войск «Тор-М1» и «Тор-М2», а также оперативно-тактическими и стратегическими ракетными комплексами «Искандер-М» и «Тополь-М», что выпускает расположенный недалеко от Ижевска Воткинский завод.
Поездка преемника в Ижевск, видимо, не случайно совпала со вторым съездом Союза машиностроителей России, который собрал в местном дворце культуры «Металлург» цвет отечественного производственного менеджмента. В столицу Удмуртии приехали директора заводов и генеральные конструкторы боевой техники, руководители ассоциаций производителей, региональные министры. В союзе состоят все крупные предприятия России, включая «Газпром», «Роснефть», РЖД, ОАК, «КамАЗ», «Российские технологии»... Принимает участие в съезде и самый знаменитый ижевец – генерал-лейтенант Михаил Калашников.
Понятно, что кандидат в президенты не мог упустить повод высказать свою позицию по актуальным вопросам промышленной политики непосредственно лицам, эту политику осуществляющим. Выступая на открытии форума, Дмитрий Медведев отметил своевременность и актуальность повестки дня. За 10 дней до съезда машиностроителей президент Владимир Путин на заседании Госсовета изложил стратегию развития России до 2020 года. По мнению преемника, ижевский форум стал одним из первых масштабных мероприятий, посвященных обсуждению стратегических вопросов инновационного социально-экономического развития России. И Медведев высказал убеждение, что «вхождение России в число мировых технологических лидеров и есть, по сути, та, так ожидаемая национальная идея». А машиностроению отводится роль ядра экономики и главного плацдарма ее инновационного преобразования.
Темпы роста в отрасли в последние годы держатся на уровне 20% в год, говорили на съезде выступающие. Это выглядит ободряюще. Хотя прозвучали и другие цифры. В том числе и такие: износ основных средств производства достиг критического уровня в 65–75%, а выбытие основных фондов идет со скоростью 1,5–2,5% в год. При этом обновление технологической базы не превышает 0,1–0,5% в год. И только 8% российских производств соответствуют технологическому укладу, возникшему в развитых странах в 1990-е годы. Если развитые зарубежные страны используют в производственной практике технологии, которые относятся к 4-му и 5-му укладу, а часто даже к 6-му, опираются при этом на био- и нанотехнологии, то в России доминирует только 4-й технологический уклад, который, по оценкам специалистов, может достичь пика развития только к 2015 году.
Применительно к российскому машиностроению это означает, что необходимо преодолевать отставание от мирового уровня в 1,5–2 технологических поколения максимально быстро (обычно одно поколение занимает 10–15 лет). Одновременно формировать и распространять в промышленном производстве как минимум до 2025 года наиболее эффективные направления 5 и 6-го технологических укладов.
Съезд поддержал эти идеи. Зарегистрированный в июле прошлого года как общественная организация работодателей, Союз промышленников России, в сущности, стал координирующим органом, своего рода общественным министерством обрабатывающей промышленности РФ. Основу его составляет госкорпорация «Российские технологии», глава которой Сергей Чемезов является председателем и союза. Общность цели членов союза легко просматривается – перейти от выживания промышленности к ее развитию. А для этого и консолидируются ресурсы – энергетика, сырье, технологии и в немалой степени самый большой резерв развития – человеческий потенциал. Делегаты съезда, в частности, примут участие в круглом столе, посвященном проблеме подготовки кадров. Это одна из острых проблем отечественного машиностроения.