Выходные данные на агитационной продукции Дмитрия Медведева невозможно прочесть даже с помощью фотооптики.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Странная кампания по выборам главы государства подходит к концу, так и не начавшись. Президент, с одной стороны, предоставил возможность Дмитрию Медведеву в ней поучаствовать. В результате первый вице-премьер ни на йоту не отходит от прямых служебных обязанностей, а Владимир Путин повторяет публичные заявления о доверии своему преемнику. Тем временем по домам граждан ходят странные люди, уговаривая их довериться выдвиженцу №1.
Собиратели подписей в поддержку Дмитрия Медведева на днях навестили корреспондента «НГ», предложив ему отдать голос первому вице-премьеру. Молодые люди не представились, документов не показали.
На замечание журналиста относительно необязательности сбора подписей в поддержку кандидата от партии власти отвечали жаркими возражениями: «Да нет, что вы! Дмитрий Анатольевич очень нуждается в вашей поддержке! Ведь он такой!.. Такой... Подпишитесь, пожалуйста!» Корреспондент устоял перед обаянием незнакомцев и в автографе отказал. Румяные круглолицые сборщики разочарованно и неохотно удалились. Корреспондент, поразмышляв, подумал: чем отличаются эти братки от цыганок, пытающихся облапошить малограмотных пенсионеров? Разве что ростом, полом и характером требуемого взноса.
«НГ» обратилась в Центризбирком за разъяснениями. Александр Чуркин, начальник контрольного управления этого ведомства, охотно пояснил, что Медведев действительно не нуждается в подписях. И подтвердил подозрения корреспондента – такие уговоры на самом деле похожи на одну из форм агитации. А поскольку она незаконна, то хозяину потревоженной жилплощади следует обратиться в правоохранительные органы. Автор этих строк предложила более радикальный выход: может, следует заманить ходоков на кухню, угостить чаем и дождаться тайно вызванных милиционеров, чтобы задержать преступников с поличным? Чуркин и такого варианта не отверг.
Впрочем, прежде надо было удостовериться в штабе Дмитрия Медведева – действительно ли сборщики ходят по домам на свой страх и риск. Правда ли, что они делают это бесплатно, – ведь такие услуги денег стоят, и немалых, тем более что подписи собирают не фальшивые, а самые что ни на есть настоящие. И средства должны быть выделены обязательно из избирательного фонда кандидата.
В штабе поостереглись напрочь опровергнуть предположение о том, что анонимные почитатели первого вице-премьера Медведева имеют к ним какое-либо отношение. Сотрудница информационного центра штаба при этом не смогла назвать ни объема агитационной продукции своего кандидата, ни мероприятий, которые штабом проводятся. Однако строго подчеркнула: публичных встреч не проводится, поскольку Дмитрий Медведев занят правительственными обязанностями. Пристыженный корреспондент подавил в себе порыв напомнить штабистке о желании президента дать возможность преемнику проявить себя перед выборами.
Оставался еще один непроясненный вопрос. Как относятся в штабе к тому, что Владимир Путин на встрече с прессой неоднократно давал Медведеву самые лестные характеристики, всячески подчеркивая доверие кандидату? «Но ведь это же президент!» – удивились в штабе. И посоветовали обратиться в пресс-службу главы государства.
Надо заметить, что та часть кампании Медведева, что связана с именем Владимира Путина, окружена паутиной двусмысленности. «НГ» уже писала, что на плакате размером 40 на 45 метров, что красуется на самом видном месте в центре столицы – в районе строящейся гостиницы «Москва» – отсутствуют выходные данные. Оказалось, они есть, но написаны так мелко, что незаметны невооруженным глазом. И вооруженным – тоже. На общем снимке они незаметны. И даже в объективе нечитаемы.
Александр Чуркин вначале пояснил: отсутствие на плакате данных влечет за собой его удаление с улиц. А также штраф для компании, разместившей на здании подобный брандмауэр. Однако, узнав от корреспондента «НГ», о каком плакате идет речь, заметно смягчил позиции. Во-первых, указал Чуркин, такой плакат действительно зарегистрирован в ЦИКе, обошелся он штабу Медведева примерно в 1,5 млн. руб. (напомним: по оценкам экспертов, такого рода продукция стоит по крайней мере в два раза дороже). А во-вторых, пояснил собеседник «НГ», даже если при монтаже плаката надпись исчезла из поля зрения прохожих, это нестрашно: ведь в ЦИКе знают, что все законно. И предложил автору этих строк написать заявление, по которому «будут приняты меры»: рабочая группа Центризбиркома его рассмотрит и отошлет в штаб Медведева соответствующую бумагу.
«НГ» попробовала выяснить в штабе, в чем заключается его работа. Сотрудница этого учреждения затруднилась на вопрос ответить. И предложила корреспонденту прислать официальную заявку с просьбой о разъяснении: письмо будет рассмотрено. В должные сроки. Возможно даже, предположил корреспондент, до выборов. А может, и нет. Единственная полезная информация, полученная «НГ» в штабе Медведева, была такая: начальником его (штаба) является глава президентской администрации Сергей Собянин.
С руководством «Единой России», выдвинувшей своим кандидатом Медведева, обсудить ситуацию тоже не удалось: Вячеслав Володин на звонок не ответил.