Дмитрий Козак презентовал на форуме концепцию создания макрорегионов.
Фото Александра Чернявского
В субботу завершил работу V Красноярский экономический форум (КЭФ). По словам губернатора края Александра Хлопонина, мероприятие «стало событием государственного масштаба». Форум завершился, но главные, фундаментальные вопросы так и остались без ответов.
Форум проходил в недавно построенном выставочно-деловом центре «Сибирь». Постиндустриальный антураж мероприятия, напоминавший декорации фантастического боевика или модного ночного клуба, словно подчеркивал основную тему форума: «Россия 2008–2020. Управление ростом». Первый вице-премьер Дмитрий Медведев выступал в огромном ангаре, где над залом нависали толстые вентиляционные трубы.
Министры, губернаторы и эксперты сидели на простых офисных стульях. Обстановка была подчеркнуто деловой и аскетичной.
Гвоздем первого дня стал, конечно, 54-минутный доклад преемника. Дмитрий Медведев представил концепцию экономического развития «4И» (Институты. Инфраструктура. Инновации. Инвестиции), которая с особым пониманием была воспринята в Красноярске. Дело в том, что полтора года назад Александр Хлопонин в ежегодном губернаторском послании обнародовал программу «4Д» (Дети. Дом. Деревня. Демография). Возникла версия: писать доклад Медведеву помогали те же люди, что и Хлопонину. Как высказалась в своем ЖЖ-блоге одна из местных журналисток: «Я полтора года писала про «4Д», видимо, только для того, чтобы Медведев сюда приехал и добавил мне четыре одинаковые буквы».
Центральным событием второго дня форума стала дискуссия на тему новой экономической географии России. Ее застрельщиком выступил министр регионального развития Дмитрий Козак, который недавно презентовал концепцию создания нескольких экономических макрорегионов страны. Козак подчеркнул, что одна из главных задач его ведомства – сделать подход к регионам с разным уровнем развития сбалансированным. «Если сделать ставку только на сильные территории, то в них хлынет поток из депрессивных, – отметил министр. – Это чревато перенаселением, проблемами экологии и межнациональными конфликтами. А если применить принцип уравниловки, то это убьет всякую инициативу регионов-локомотивов. Поэтому поддержка субъектов, где экономические показатели пока низкие, тоже должна содержать элемент стимулирования».
Как удастся пройти между Сциллой регионов-аутсайдеров и Харибдой регионов-локомотивов, мы узнаем, похоже, не скоро. «К сожалению, пока мы можем констатировать, что на федеральном уровне эта работа на нулевом цикле развития, – признал Дмитрий Козак. – К 2010 году мы должны завершить программу развития в территориальном аспекте, которая станет основой для установки четких правил игры для бизнеса».
В красноярской элите доклад Козака был воспринят неоднозначно. «Пока мы не услышали главного – как Федерация собирается прекратить отток населения из азиатской части страны, – заявил «НГ» спикер Законодательного собрания края Александр Усс. – Крупные компании, конечно, вносят свой вклад в развитие сибирских территорий, но без поддержки государства не обойтись. Нужны серьезные материальные стимулы для привлечения людей в Сибирь. Иначе придется следовать рецептам американцев, которые считают, что наши восточные территории можно осваивать только вахтовым методом. Но такой подход для нас неприемлем».
Большинство экспертов оценили итоги форума как успешные, но без нескольких ложек дегтя все же не обошлось. В Красноярск вовремя не прибыли более сотни представителей зарубежных и федеральных СМИ из-за многочасовой задержки рейса «Боинга», принадлежащего компании «Красэйр». Пресса всю ночь томилась в аэропорту «Домодедово» в ожидании рейса. В результате больше половины журналистов, которых манила в Красноярске возможность вживую услышать экономическую программу Дмитрия Медведева, приняли решение остаться дома.
Кстати, накануне из «Шереметьево-1» в Красноярск совершил полет первый рейс «Аэрофлота». Крупнейшую российскую компанию не пускали в Красноярск под надуманным предлогом – нехватки временных слотов на прием и обслуживание самолета. Недопущение на региональный рынок крупнейшего национального авиаперевозчика ярко характеризует актуальную проблему российской экономики – засилье монополий на местах. Если уже у «Аэрофлота» проблемы по продвижению на региональные рынки, то на что рассчитывать другим, менее крупным компаниям? К сожалению, в ходе заседаний круглых столов на форуме проблеме снятия барьеров по выходу на рынки внимания уделялось не много.
Заметим, и само название форума: «Россия 2008–2020. Управление ростом» вызывает много скептических вопросов. Управлять ростом еще как-то можно было в годы сталинской индустриализации. Да и то не всегда успешно. Хотя основные управляемые параметры были внутренними, или эндогенными. Теперь же, когда значение внешних, экзогенных, факторов в экономике страны кардинально изменилось, самонадеянная цель «управлять» выглядит дилетантски неосуществимой. Вызывает улыбку и объект управления как цель для России в 2008–2020 годах – «рост». Как будто организаторам форума неизвестно понятие «рост без развития», наблюдаемое в нефтедобывающих странах. В этом-то вся специфика сегодняшней России – цифры весьма неплохого по мировым меркам экономического роста – 8,1% скрывают серьезные проблемы развития. Под развитием следует понимать сочетание институциональных изменений плюс экономический рост. Собственно, Дмитрий Медведев и сделал упор в своем выступлении на развитии институтов.
Методологически ошибочное название форума не позволило участникам приблизиться кпониманию существа стоящих перед страной проблем. Не «управлять», а «создавать долгосрочные предпосылки»; не «рост», а «развитие».
Представляется, что это не простое стилистическое или терминологическое расхождение. Это содержательная характеристика различий в понимании целей и источников развития России на ближайшие годы. От того, насколько быстро российские власти поймут разницу в указанных лексически-понятийных нюансах, зависит уровень разработки и реализации принимаемых программ. За этими различиями скрывается и глубинное непонимание того, кто является главной движущей силой развития: государство или частный капитал. Государственной компанией управлять можно, частной компанией – нет. На нее можно только влиять, воздействовать, создавать стимулы.
Обнадеживает то, что доклад Дмитрия Медведева был свободен от ляпов организаторов.
Не обошлось и без огорчительного инцидента. После неудачного катания на горных лыжах в фан-парке «Бобровый лог» во время вечерней развлекательной программы для гостей директор департамента МЭРТа Андрей Клепач был доставлен в больницу с серьезными переломами.
Красноярск