Образ Дмитрия Медведева появился в ста шагах от Кремля.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
В центре столицы на гостинице «Москва» появился огромный брандмауэр, изображающий кандидата в президенты Дмитрия Медведева рядом с действующим главой государства Владимиром Путиным. Разглядеть выходные данные – сведения об оплате рекламы из предвыборного фонда преемника – невозможно. Но, если таковые все-таки присутствуют, можно предположить, что бюджет самого экономного кандидата понес невиданные для себя расходы. Стоимость подобной рекламы оценивается по меньшей мере в 3 млн. руб. в месяц. При том что пока Медведевым было официально потрачено в общей сложности лишь около 7,8 млн. руб.
На плакате, расположенном на гостинице «Москва», запечатлен первый вице-премьер, стоящий чуть позади Владимира Путина. Заголовок полностью соответствует сути агитационной кампании Медведева: «Вместе победим!». Выяснить, из каких средств оплачено изготовление и размещение материала, не представляется возможным: нижний край плаката, где обычно указываются подобные сведения, скрыт за строительными лесами. Впрочем, три месяца назад, во время парламентской кампании, тот же фасад украшал аналогичный брандмауэр, агитировавший в пользу «Единой России». Надпись, свидетельствующая о том, что материал оплачен из фонда партии власти, была отчетливо видна.
Рекламная компания News Outdors Russia подтвердила, что места на гостинице «Москва» принадлежат им и плакаты Путина и Медведева были размещены именно их организацией. Однако на вопросы, «кто был заказчиком» и «сколько стоит размещение рекламы на гостинице «Москва», старший менеджер компании Татьяна Кириллова отвечать отказалась: коммерческая тайна. Между тем в рекламном агентстве «Старый город» корреспонденту «НГ» уточнили ориентировочную стоимость размещения подобного билборда: около 3 млн. руб. в месяц. Интересно, но на этом месте вряд ли могли появиться портреты иных кандидатов в президенты.
Хотя бы потому, что гендиректор News Outdors Russia Сергей Железняк теперь является депутатом Государственной Думы от «Единой России». Так что здесь не голая экономика, а дело партийной дисциплины.
Получается, что Медведев наконец-то приступил к активному расходованию средств своего избирательного фонда. Судя по данным Центризбиркома за 7 февраля, куратор нацпроектов остается самым экономным кандидатом в президенты. В избирательный фонд первого вице-премьера поступило 183 млн. руб., но потратил он всего 7,8 млн., то есть примерно столько же, сколько незарегистрированный ЦИКом экс-премьер Михаил Касьянов. Все кандидаты, кроме Медведева, уже израсходовали большую часть своих избирательных фондов. Так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский потратил 148 млн. руб. из 160, лидер КПРФ Геннадий Зюганов – 31 млн. из 39, а глава Демпартии Андрей Богданов – 4,3 млн. из 4,8. Подавляющая часть средств пошла на изготовление и распространение агитационных материалов.
Можно предположить, что «второстепенные» кандидаты в президенты решили ковать железо, пока горячо, и не дожидаться последних двух-трех недель, когда возможности для агитации будут ограничены. Напротив, средства преемника будут израсходованы в самый последний момент, и тем самым будет обеспечено его полное доминирование в период, непосредственно предшествующий дню голосования. В штабе Медведева, видимо, серьезно переборщили, оценивая предстоящие затраты на президентскую гонку. Тем более что с самого начала действовала установка использовать образ Путина и самого «кандидата номер один» в минимальных количествах. Билборды с их изображением появились только в центрах крупных российских городов.
Параллельно расцвела «скрытая» агитация в пользу Медведева, финансируемая не из его избирательного фонда. К примеру, в Москве сегодня можно встретить билборды, рекламирующие нацпроект «Развитие АПК». Лиц политиков на них нет, зато есть изображение свиньи, очевидно, довольной результатами государственной программы. На улицах встречаются плакаты с изображением столичного градоначальника Юрия Лужкова, призывающего москвичей голосовать за будущее страны. Прямой агитации в пользу Медведева нет, однако понятно, что Лужков ассоциируется с этим кандидатом в гораздо большей степени, чем с каким-либо другим.
У Медведева нет необходимости в массированной агитационной кампании, полагают эксперты, опрошенные «НГ». «Это малобюджетная виртуальная кампания без какой-либо полевой работы, – отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. – Роликов и билбордов Медведева будет очень мало, его доминирования на телевидении достаточно». «По стилю кампания Медведева носит консервативный характер, – соглашается генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – Он не делает агрессивных пиар-шагов, его агитация не носит яркого характера. Соответственно и расходы невелики».