В ближайшее время в Вооруженных силах станет на три военных училища меньше. Согласно подписанному 11 февраля распоряжению председателя российского правительства Виктора Зубкова, сокращаются Коломенское высшее артиллерийское командное училище (КВАКУ), а также зенитно-ракетное в Оренбурге и инженерное в Ульяновске. Министерство обороны в двухнедельный срок должно утвердить состав ликвидационных комиссий и осуществить проведение иных мероприятий по ликвидации.
В самом Министерстве обороны никак не комментируют это «оптовое» сокращение. Впрочем, известно, что «процесс идет» в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) реформирования системы военного образования, принятой в 2002 году. До 2010 года планируется «сократить, а точнее модернизировать» (выражение статс-секретаря – замминистра обороны генерала армии Николая Панкова) 17 военно-учебных заведений: это, мол, повысит качество подготовки офицерского состава.
Обозревателю «НГ» удалось поговорить по телефону с одним из офицеров в ранге полковника из военного вуза в Коломне (по понятным причинам собеседник просил не называть его фамилию). Он сказал, что настроение как офицеров и преподавателей вуза, так и переменного состава (курсантов), «конечно, далекое от радостного». Его, прослужившего в училище шесть лет, «поражает, что закрывается один из старейших военных вузов страны, который был образован в 1820 году, причем решение об этом принимал император Александр I». «И происходит это на фоне того, что нового-то ничего не создается!» – заметил полковник.
По его информации, многие преподаватели, скорее всего уволятся, а курсантов уже готовят к откомандированию в другие вузы.
Между тем 1-й вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, а в прошлом начальник главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин заявил «НГ», что не видит катастрофы в закрытии ряда учебных заведений Минобороны или слияния одних с другими. «Училища закрывают не наобум, а после тщательно проведенных аттестаций вузов», – сказал он. В то же время и у него вызывает большое сожаление тот факт, что «на закрытие аттестуют преимущественно те академии и училища, которые имеют славную историю, в которых крепки и уникальны традиции подготовки военной элиты».
В 2006 году была расформирована Военно-инженерная академия. Следом из Москвы в Кострому (за 370 км) съехала Военная академия радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) – ее слили с тамошним училищем РХБЗ. По информации «НГ», в 280-тысячную Кострому после закрытия академии из 25 докторов наук не уехал ни один, а из 187 кандидатов наук подался только 21.
Какие вузы еще «оптимизируют» или «попросят» из Москвы, Минобороны не афиширует – по причине «болезненности для преподавательского состава и слушателей».
Однако ряд военачальников уже публично протестуют против планов военного ведомства вывести из Москвы Военную академию РВСН им. Петра Великого, расположенную в центре столицы. Подробно об этом «НГ» писала 17 января. Напомним лишь, что здесь работают 123 профессора и доктора военных и технических наук, 435 доцентов и кандидатов наук, 53 заслуженных деятеля науки и техники, из которых мало кто поедет на периферию «поднимать престиж военного образования» в России. И в этом смысле речь может идти не о «разумной оптимизации», а о явном покушении на разрушение научной школы, а значит, и резкое снижение качества и интеллектуальной подготовки офицеров – будущей элиты Вооруженных сил.