Владимир Плигин уверен в необходимости расширения полномочий Следственного комитета.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Полномочия недавно созданного в России Следственного комитета (СК) продолжают расширяться: в Думу внесен соответствующий законопроект. На этот раз предлагается усилить власть руководителей следственных комитетов всех уровней – от районного до федерального. Кроме того, эти руководители вместе с подчиненными им следователями должны получить частичную неприкосновенность, сравнявшись в этом с парламентариями, судьями, прокурорами и даже с бывшими президентами страны.
Следственный комитет формально существует при Генеральной прокуратуре РФ, но именно за счет ее полномочий он все время и укрепляется. Напомним, что руководит этим ведомством старый знакомый Владимира Путина Александр Бастрыкин. Так что теперь именно он и все его подчиненные сверху донизу, если когда-нибудь они будут задержаны по подозрению в преступлении, «должны быть освобождены немедленно после установления их личности». Руководители СК и следователи, таким образом, составят компанию иным перечисленным в ст. 449 Уголовно-процессуального кодекса неприкосновенным лицам – членам Совета Федерации и депутатам Госдумы, федеральным и мировым судьям, председателю Счетной палаты, его заместителю и аудиторам СП, Уполномоченному по правам человека в РФ, прокурорам, а также бывшим президентам РФ. Но это всего лишь одна из 20 с лишним статей УПК, поправить которые для пользы СК предложили глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, его первый заместитель Александр Москалец и глава комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. Соответствующий законопроект направлен на обсуждение в нижнюю палату.
Стоит отметить, что как раз о поправке в ст. 449 УПК, которой они подарили всем работникам СК личную неприкосновенность, авторы документа в пояснительной записке ничего не сказали. Все остальные изменения, по их словам, направлены «на дальнейшее совершенствование досудебного производства, повышение эффективности следственной деятельности и процессуального контроля». В частности, Плигин, Москалец и Лысков считают, что все начальники следователей должны получить полномочия «по возбуждению уголовного дела и производству предварительного следствия в полном объеме».
Кроме того, законодатель намерен дать главам следственных комитетов право «проверять не только материалы уголовных дел, но и материалы проверок сообщений о преступлениях, а также лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в производстве проверок сообщений о преступлениях». При этом непонятно, как начальники смогут контролировать работу всех своих многочисленных подчиненных (а бывших прокурорских, ныне самостоятельных следователей в России более полумиллиона), если они сами станут заниматься следственной работой.
А если судить по всем предлагаемым изменениям в УПК, то руководители СК всех уровней прописываются в каждом месте кодекса, где упомянуто хотя бы небольшое полномочие следователя. Есть, правда, и некоторые новации: например, теперь следователь не сможет самостоятельно направить уголовное дело прокурору для подписания обвинительного заключения. Это можно будет сделать лишь с согласия руководителя следственного органа. Зато следователям даются некоторые дополнительные полномочия: к примеру, в случаях, не терпящих отлагательства, проводить ряд процессуальных действий еще до возбуждения уголовного дела. Это прежде всего относится к так называемому «получению сравнительных образцов у лиц, участвующих в досудебном производстве при проверке сообщения о преступлении». То есть речь идет о взятии у подозреваемых разнообразных анализов для проведения биометрических и прочих экспертиз.
Проект позволил некоторым депутатам, ранее выступавшим против самостоятельности Следственного комитета, намекнуть на возможную коррупционность предложенных изменений. Например, зампред думского комитета по госстроительству Виктор Илюхин из фракции КПРФ не исключает такой вероятности. «Все это напоминает ситуацию, когда начальник завидует подчиненному в том, что у того больше возможностей неправедно заработать денег» – так отозвался депутат о наделении глав СК полномасштабными следовательскими полномочиями и исключительным правом давать согласие на передачу отработанных уголовных дел прокурорам.
У других экспертов сомнение вызвала поправка о введении для следователей и их руководства личной неприкосновенности. К примеру, первый зампред думского комитета по безопасности Михаил Гришанков заметил: «Ну это они хотят получить те же права, что и у прокуроров!» Парламентарий уверен, что список неприкосновенных надо, наоборот, сокращать. Другой заместитель председателя комитета по безопасности Геннадий Гудков (фракция «Справедливая Россия») тоже не в восторге от нововведения: «Следователей много, так что слишком большое количество неприкосновенных у нас в стране получится». И добавил: «Положение о том, что следователь у нас – это самостоятельная фигура, существует только в декларациях, но этот проект делает следователей полностью зависимыми», – подчеркнул депутат.