Вчера пресс-служба президента РФ сообщила, что 12 февраля в Москву прибывает президент Украины Виктор Ющенко. Цель визита – участие во втором заседании Российско-украинской межгосударственной комиссии.
Казалось бы, в последние годы украинско-российские отношения прошли все эволюционные фазы – от взаимной заинтересованности и сотрудничества до непонимания и взаимного неприятия. Однако затянувшаяся пауза, похоже, заканчивается. Исчерпав лимит времени, отведенного для внутренней консолидации, президенты России и Украины договорились о проведении очередного заседания межгосударственной комиссии. В ходе ожидаемого визита Виктора Ющенко в Москву предполагается обсуждение механизма консультаций и подписание Плана действий на 2008 год. Причем, хотя Ющенко санкционировал присоединение Украины к Плану действий по членству в НАТО, с украинской стороны звучат успокаивающие объяснения, что сам этот шаг ничего принципиально не меняет, поскольку речь идет о долгой перспективе. Поэтому, поскольку двусторонние отношения не терпят слишком долгих пауз, их нужно строить с учетом изменившихся реалий, таких как повышение цен на газ и ограничение 2017 годом срока пребывания российского Черноморского флота в Севастополе.
Тем временем, несмотря на попытки секретариата президента сдержать активность украинского премьера, инициатива устойчиво переходит к Юлии Тимошенко, визит которой в Москву ожидается вскоре после переговоров Ющенко и Путина.
Тимошенко, как всегда, инициативна и непредсказуема. Большинство из того, что она намерена предпринять, озвучивается вслух, что должно символизировать новый стиль публичной политики, отказ от теневых схем и триумф прозрачности.
Объем расхождений между президентом Ющенко и украинским премьером весьма значителен. Речь идет не только о тактике, но и о концептуальных подходах, и можно с уверенностью предположить, что если Ющенко не уступит, накопление суммы противоречий с правительством может закончиться для него весьма плачевно. Высказываемые Тимошенко публичные обязательства сформулированы так, чтобы их было трудно измерить, но всегда подкрепляются ссылками на соблюдение общего подхода со стороны президента и премьера. Поскольку такие общие походы либо не просматриваются, либо их становится все меньше и меньше, развязка вполне очевидна.
В контексте ожидаемого диалога Тимошенко с российскими властями высказаны два главных тезиса. Первый заключается в том, что стоимость транзита российского газа через территорию Украины занижена и «если мы┘ приближаемся к рыночной стоимости природного газа на границе России и Украины, то также мы должны иметь и другой процесс – приближение к рыночной стоимости транзита газа через территорию Украины». Второй тезис также хорошо известен и заключается в устранении «всех теневых посредников», которые не нужны для контрактов на поставку Украине газа из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. В ходе визита в Брюссель (28 января) именно этот пункт Тимошенко сделала главной темой брифинга с президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлом Баррозу. Иными словами, Тимошенко добивается от Брюсселя подтверждения главных пунктов своего плана предстоящих переговоров с российским правительством.
С точки зрения политики как искусства возможного, дальнейших сценариев может быть два. Первый («белые начинают и выигрывают») предполагает, что российское руководство проявит готовность пойти на ряд принципиальных уступок и согласится использовать арест Семена Могилевича для замены компании «РосУкрЭнерго» другой, «более прозрачной» структурой, непосредственно представляющей интересы нынешнего украинского правительства или образованной непосредственно «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». Главным препятствием в этом случае будет весь блок соглашений по поставкам газа, подписанных в 2006–2007 годах. По этим соглашениям у Украины больше нет прямых контрактов на поставку газа из стран Центральной Азии, и в случае нарушения схемы поставок вступает в силу оговоренная в соглашении от 4 января 2006 года цена на российский газ в 230 долл. за тысячу кубометров. Контракт с указанием такой суммы подписан на пять лет, до 2011 года. Разумеется, полюбовная сделка возможна лишь при гармоничном согласии сторон. Например, в случае если «Газпром» и «Газпромэкспорт» согласятся переуступить «Нафтогазу Украины» свои центральноазиатские контракты или хотя бы пойдут на приемлемые условия транзита по своим магистралям газа, принадлежащего украинским компаниям.
Второй сценарий представляется более драматическим и напоминает обстоятельства российско-белорусской газовой войны. В этом случае Тимошенко начинает спор, ведущий к полному демонтажу нынешней схемы поставок газа и транзита через Украину. В Украине начинаются правительственный и энергетический кризисы. Кабинет Тимошенко уходит в отставку, но ненадолго. «Газпром» резко повышает цену на газ для Украины, что вынудит новое «техническое» правительство пойти на передачу России доли в собственности газотранспортной системы, как это было сделано в Белоруссии. В результате волна социального недовольства позволит легко «смести» и президента Ющенко, и сотрудничающих с ним умеренных либералов типа Юрия Еханурова, и политически невыразительных бюрократов из Партии регионов.
В любом случае с приходом в игру Тимошенко контекст украинско-российских отношений становится весьма интересным и трудно предсказуемым.