Вчера редакция «НГ» стала свидетелем того, как на крышу здания Федеральной службы безопасности (ФСБ) на Большой Лубянке, 1/3, с помощью вертолета Ми-8 с военной маскировочной окраской была спущена тяжелая конструкция. По внешнему виду она напоминала комплекс технологического оборудования инженерных систем. Монтаж проводился в центре Москвы в сложных условиях плотной городской застройки.
По мнению специалистов, водружался трехтонный кондиционер для вентиляции здания. Вертолет пилотировал начальник Управления авиации ФСБ России. Это Управление возглавляет Герой России генерал-лейтенант Николай Гаврилов, имеющий звания «Заслуженный военный летчик России», «Военный летчик-снайпер» и «Летчик-испытатель 1 класса».
В Центре общественных связей ФСБ обозревателю «НГ» тем не менее отказались подтвердить информацию о кондиционере. «Это просто инженерное оборудование, которое будет использоваться различными системами жизнеобеспечения нашего административного здания», – заявил представитель ЦОС.
Эксперт, близкий к спецслужбам, сообщил, что «скорее всего это так и есть, как об этом объявили в ЦОС». «Никто никогда не будет на глазах у всей Москвы прямо в центре города водружать на крышу да еще с помощью вертолета какое-то специальное оборудование. Монтаж подобных устройств обычно проходит скрытно и незаметно для обывателей, а тем более для сотрудников зарубежных спецслужб, которыми до предела набита Москва. Правда, непонятно, почему эти работы проводились в воскресенье. Хотя можно и предположить. Такие мероприятия довольно опасны сами по себе. Поэтому не случайно вертолетом управлял специалист самого высокого класса. И, кроме того, в воскресенье, кроме дежурных, в здании ФСБ никого нет. Так что скорее всего воскресенье было выбрано в целях обеспечения безопасности сотрудников», – заявил эксперт.
Нельзя не вспомнить, что в начале января глава ФСБ России генерал армии Николай Патрушев вместе со своими подчиненными высадился с вертолета Ми-8 на высочайшую вершину Европы – Эльбрус. Произошло это в рамках летно-тактического учения авиации ФСБ. На борту вертолета вместе с Николаем Патрушевым находились сотрудники Центра специального назначения. Управлял винтокрылой машиной тогда тоже генерал-лейтенант Николай Гаврилов.
По словам воздушного аса, специальной подготовки для посадки на Эльбрусе в рамках летно-тактического учения не проводилось, поскольку тогда и не ставилась такая задача. Просто, прибыв к месту старта в строгом соответствии с планом учения, не афишируя свое местонахождение, директор ФСБ непосредственно перед вылетом поставил задачу – взять курс на самую высокую точку России и Европы. Задача состояла в том, чтобы высадить на вершине Эльбруса пять человек. Она была выполнена в два этапа. При первом заходе высажено два человека, а при втором – три. Сама по себе это не простая задача, поскольку по инструкции выполнять посадки разрешается до высоты 4000 метров, вертолет Гаврилова, если можно так сказать, пригорился на высоте 5622 метра.
А вчера летчик продемонстрировал свое мастерство в центре Москвы.