Правые оспорили в Конституционном суде норму закона Вологодской области, позволяющую снимать с выборов избирательный список партии в случае выбывания хотя бы одной региональной группы. Судя по выступлениям оппонентов, согласившихся с необходимостью корректировки законодательства, у СПС имеются определенные шансы на успех.
Критике со стороны СПС подверглось не только законодательство Вологодской области. Поскольку местные законодатели, принимавшие данную норму, просто скопировали соответствующие пункты федерального закона, представители «Союза правых сил» решили проверить на конституционность и соответствующую норму Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав». Сложившаяся ситуация, по мнению правых, наносит удар по пассивному избирательному праву самой партии, а также активному избирательному праву граждан и непосредственно тех членов СПС, которые участвовали в конференции по выдвижению кандидатов. Кроме того, как заявил в КС представляющий интересы СПС адвокат Вадим Прохоров, нарушаются закрепленные в Основном законе принципы политического плюрализма, особенно актуальные в условиях отсутствия графы «против всех».
Практика правоприменения оспариваемых норм нанесла существенный урон СПС, а также некоторым другим партиям. 11 марта 2007 года, когда выборы состоялись в 14 регионах, списки «Союза правых сил» были забракованы в Вологодской, Псковской областях и Дагестане. Интересно, что даже над таким «парламентским монстром», как КПРФ, нависла угроза снятия списка в Дагестане, однако коммунистам удалось отстоять свои интересы через суд.
Партии стали жертвами недопонимания между федеральными и региональными законодателями. Ограничения, наложенные на процесс формирования региональных групп на федеральном уровне, достаточно либеральны. Партии могут создавать от 80 до 153 региональных групп, что позволяет им подстраховаться и избежать снятия всего списка при выбывании одной или даже нескольких групп. В особых случаях, не преминул напомнить Прохоров, законодательство предусматривает сокращение количества групп до 75.
Однако на уровне областей вопрос целиком отдан на откуп региональным парламентариям. К примеру, в Москве количество групп может составлять от 10 до 15, поэтому партия имеет право участвовать в выборах даже при выбывании трети кандидатов. В Вологодской области количество региональных групп строго соответствует количеству избирательных округов – 17. В феврале 2007 года два кандидата написали заявления о выходе из списка СПС по Никольскому округу, что привело к снятию одной группы и автоматическому выбыванию СПС из кампании. Прохоров пожаловался на серьезное давление, которое испытывают многие кандидаты партии, проживающие в труднодоступных регионах. По этой причине правые не стали инициировать разбирательство в Дагестане. Как рассказал журналистам их адвокат, один из кандидатов СПС в Дагестане до сих пор числится пропавшим без вести.
Судя по всему, у жалобы СПС имеются шансы на положительный вердикт Конституционного суда. По крайней мере даже оппоненты Прохорова, отстаивающие положения федерального закона, в чем-то соглашались с ним. Так, представитель Госдумы Давид Цабрия указал на то, что оспариваемая норма закона Вологодской области не соответствует Конституции. Признал возможную необходимость корректировки регионального закона и представитель президента в КС Михаил Кротов, отметивший, что между максимальным и минимальным количеством региональных групп должна быть разница.
В числе ярых противников коррекции закона оказался председатель комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Юрий Шарандин. По его мнению, лидер СПС Никита Белых, шедший первым номером в вологодском списке партии, мог легко принять все необходимые меры по изоляции партийцев от внешнего давления. Результаты выборов на Вологодчине, отметил представитель Совфеда, отражают общий баланс политических сил, сложившийся в России. Установление более либеральных планок по количеству региональных групп, утверждает сенатор, приведет к дроблению партий и увеличению количества жалобщиков, недовольных уже новыми ограничениями.