Лидеры «правой оппозиции» объявили о создании очередного надпартийного объединения. По словам инициатора, лидера СПС Бориса Немцова, участвовать в проекте приглашены все «мало-мальски значимые лица в демократическом движении». Эксперты сомневаются, что это начинание не разделит участь предыдущих попыток объединения праволиберальных партий, окончившихся ничем. Происходящему напрашивается лишь одно разумное объяснение: радикальные оппозиционеры не видят другого способа удержаться в политике, кроме реорганизации. А вопрос выживания стоит остро. Уже второй провал на думских выборах демонстрирует их слабость: идеологический кризис, внутренние противоречия и отсутствие электоральной поддержки. Но объединение, если оно все-таки произойдет, вряд ли может стать лекарством от этих болезней. Скорее причиной новых расколов.
Конференция, посвященная созданию оппозиционной коалиции, запланирована уже на март этого года в Санкт-Петербурге. Как заявил Борис Немцов, предложение объединиться сделано лидеру «Объединенного гражданского фронта» Каспарову, экс-главе ликвидированной Республиканской партии Владимиру Рыжкову, правозащитнику Льву Пономареву, диссиденту Владимиру Буковскому. По словам Немцова, к его начинанию весьма позитивно отнесся и Михаил Касьянов. И, разумеется, инициативу Немцова полностью разделил председатель «Союза правых сил» Никита Белых.
«Успех этой организации маловероятен, – убежден гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – Весь либеральный электорат – внутри нового путинского большинства. К тому же у кандидата в президенты Медведева имидж либерального политика».
Действительно, рейтинг Михаила Касьянова, в пользу которого Борис Немцов отказался от участия в президентской гонке, так и не поднялся выше 1%. А учитывая недавнее решение Центризбиркома, оппозиция лишилась даже такого условного кандидата на высшую должность в стране, как экс-премьер. Впрочем, по результатам исследований ВЦИОМа, проведенных в середине января, и за СПС стабильно готов голосовать 1% избирателей.
Это показывает, что либеральная идея в том виде, как трактуют ее и Касьянов, и Немцов с Белых, потеряла электоральную популярность. Еще меньшие шансы на продолжение политической карьеры у остальных потенциальных участников новой праволиберальной концессии. Того же Гарри Каспарова, отягощенного неудачей предыдущей попытки консолидации в рамках «Другой России».
Кстати, чтобы занять достойное место в объединительном проекте лидеров СПС, ему придется расстаться с Эдуардом Лимоновым. По мнению Немцова, лидер запрещенной НБП не вписывается в праволиберальный ландшафт. Поскольку здесь больше не нужны «фундаментальные споры по идеологическим вопросам», а «это должно быть движение демократического обновления, а не просто собрание противников путинского режима».
Но и сработаться с Каспаровым, который привык тянуть одеяло на себя, другим вождям либералов будет крайне сложно. Как, например, не получилось у известного правозащитника Людмилы Алексеевой и главы фонда «Индем» Георгия Сатарова, вынужденных выйти из руководства «Всероссийского гражданского конгресса». В заявлении, распространенном на прошлой неделе, они так объяснили свое решение: «Дело в том, что в работу гражданской организации вносится самое негативное из присущего современной российской политической практике. Это разрушило взаимное доверие. А без него нереальны никакие попытки процедурного выхода из кризиса. Именно поэтому для нас очевидна невозможность продолжения сотрудничества с Г.Каспаровым». Теперь Алексеева и Сатаров создают свою коалицию, чтобы не делать того, чем, по их словам, «не должны заниматься правозащитники».
Накануне парламентских выборов «невозможность сотрудничества» с Каспаровым была очевидна и для Михаила Касьянова, который тогда вышел из «Другой России», громко хлопнув дверью. Экс-премьер, впрочем, тоже не любит быть на вторых ролях и кротостью не блещет. Но проект объединения по Немцову–Белых его, похоже, привлек. Возможно, по той причине, что с партстроительством у Касьянова хронически не ладится. Буквально в начале этой недели стало известно, что новое детище – партию «Народ за демократию и справедливость» – не зарегистрировали, так как отец-основатель не сумел собрать 50 000 достоверных подписей. (Заметим: после этого неудивительно, что теми двумя миллионами подписей «сторонников», которые экс-премьер сдал в Центризбирком, заинтересовались следователи┘)
Политолог Алексей Мухин считает, что причиной создания нового объединения стало признание лидерами праволибералов того, что «демократическому движению необходим ребрендинг». При этом политолог уверен, что «новая объединительная инициатива обречена на неуспех», поскольку «далеко не все из нынешних лидеров готовы отказаться от первых ролей ради обновления». Вечная проблема «первого среди равных», о которую разбились все прошлые коалиции «правой оппозиции», никуда не делась. «Вот если бы они так же ненавидели режим, как ненавидят друг друга┘» – как-то заметил в свое время по этому поводу Виктор Шендерович.
Эксперты сходятся во мнении, что объединение праволиберальных сил без сотрудничества СПС и «Яблока» невозможно. На днях лидеры молодежного «Яблока» Максим Резник и Илья Яшин также высказались за идею надпартийной оппозиционной коалиции. Однако, как сообщила пресс-секретарь Григория Явлинского Евгения Диллендорф интернет-изданию «Правда.Ру», в партии участие «младояблочников» в затее лидеров СПС считают «личным делом». Что на самом деле можно счесть и «поиском вакансий»: на последней партконференции попытка Резника и Яшина стать сопредседателями «Яблока» с треском провалилась. И, учитывая, что партия Явлинского хоть и демократическая, но «авторитарного типа», будущность в ней мятежных лидеров «младояблочников» незавидна и не престижна. Тем более что Григорий Алексеевич уже рекламирует преемника – 23-летнего Ивана Большакова, который в прошлом году стал членом федерального совета «Яблока».
Последняя попытка оппозиционных сил выступить единым фронтом, чтобы выбрать общего кандидата в президенты, фактически провалилась. В переговорах наряду с Касьяновым, Немцовым, Каспаровым, Рыжковым принимал участие и бессменный лидер «Яблока». Тогда не договорились, и, судя по всему, сотрудничество с СПС для Явлинского по-прежнему неприемлемо.
Так что идея собрать в большую дружную семью амбициозных политиков, отягощенных комплексом неполноценности из-за систематических неудач, выглядит весьма сомнительно. Поэтому начинание Немцова и Белых напоминает старый анекдот о двух пожилых петухах, которые бегут за курами, понимая, что не догонят. «Зачем тогда мы бежим? – спрашивает один. – Не догоним, так согреемся┘»