Предложения Дмитрия Медведева по упорядочению работы природоохранных структур только на первый взгляд могут показаться чем-то новым. По сути, первый вице-премьер предлагает вернуться к прежней системе природоохраны. Специалисты считают этот шаг вполне логичным.
В России до 2000 года природоохранная деятельность находилась в одних руках. Сначала этим занимался Госкомитет РСФСР по охране природы (1988–1990), затем Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию (1990–1991). Некоторое время природу защищало Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации (1991–1992), потом Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минэкологии) (1992–1996).
Параллельно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды) в 1996 году был создан Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология). Независимо от министерства Госкомэкология являлась федеральным органом исполнительной власти. В 2000 году Госкомэкология России был упразднен, а его функции перешли к Минприроды.
В марте 2004 года в ходе административной реформы была образована Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования (Росприроднадзор). Тогда же были созданы еще три ведомства. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) также достались функции по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, но в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия.
Роспотребнадзор получил функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. А Россельхознадзор стал контролировать и надзирать за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов и среды их обитания. Отдельные надзорные полномочия в сфере экологии есть и у других ведомств.
Член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян, возглавлявший природоохранные ведомства России с 1991 по 2000 год, полагает, что возврат к старой системе централизованного контроля пойдет на пользу делу охраны природы. «До тех пор пока Госкомэкология, а до этого Минэкологии объединяли все природоохранные и экологозащитные функции, система работала, – заявил Виктор Данилов-Данильян в беседе с корреспондентом «НГ». – Но когда в 2000 году эту систему разрушили, природа оказалась тем самым дитятей у семи нянек. Но самое печальное, что все эти няньки, вместо того чтобы сообща работать, начинают конкурировать друг с другом и друг другу мешать, специально создавая площадки для конфликтов. Это абсурд. Экологический интерес государства – единый, и делить его нельзя».