Количество ЧП и преступлений в армии и на флоте в минувшем году по сравнению с предыдущим снизилось приблизительно на четверть. На столько же уменьшилось количество погибших военнослужащих при исполнении служебных обязанностей. Таковы общие итоги состояния правопорядка в Российской армии, которые опубликовал официальный сайт Минобороны.
Между тем более глубокий анализ данных о ЧП и преступности в Вооруженных силах (ВС) РФ, а также результаты, которые в последнее время озвучили органы военной юстиции и общественные институты страны, говорят о том, что ситуация в войсках остается далекой от идеальной. Несмотря на снижение общих показателей смертности, число суицидов в ВС РФ в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросло на 7%. В 2006 году добровольно ушли из жизни 210 военнослужащих, в 2007-м – уже 224 человека. Данный показатель в структуре причин гибели военнослужащих составляет 50,7%. Это самый «печально-рекордный» показатель минувших трех лет.
О проблемах в морально-психологическом состоянии войск говорит тот факт, что по-прежнему наблюдается рост преступности среди офицеров и солдат-контрактников, то есть в той прослойке военнослужащих, на которых и должен основываться правопорядок в армии. Если в 2005 году среди участников преступлений было зафиксировано 14,9% офицеров, то в 2007 году этот показатель, по данным уволенного на днях бывшего председателя Московского окружного военного суда генерал-лейтенанта юстиции Александр Безнасюка, составил 17,6% от всех осужденных. Где-то на треть в Главной военной прокуратуре отмечают рост в 2007 году преступности среди контрактников. Это при том, что в 2006 году количество ЧП и преступлений среди солдат-профессионалов по сравнению с 2005 годом выросло в два раза. Заметим, что из профессионалов комплектуют в войсках подразделения постоянной боевой готовности. Каков же уровень такой боеготовности, если контрактники, по официальным данным, в последние три года совершают около 15% всех преступлений, которые фиксируются в армии?
Минобороны РФ в последнее время декларирует как положительный момент введение демократических институтов в войсках – общественных советов, родительских комитетов и т.п. Однако военные судьи и правозащитники отмечают, что в вопросах социально-правовой защищенности солдат реальных сдвигов еще не произошло. «Из 5 тысяч военнослужащих, обратившихся в прошлом году в военные суды с заявлениями и исками, – 4907 генералов и офицеров, 1331 – прапорщики и мичманы, более тысячи военнослужащих-контрактников и только 60 солдат срочной службы. У этой категории военнослужащих по-прежнему существенно затруднен доступ к правовой защите в войсках», – заявляет Александр Безнасюк.
Понятно, что неблагоприятный климат в воинских коллективах является одной из причин самовольного оставления солдатами своих воинских частей. Генерал-лейтенант Безнасюк отмечает, что в ВС РФ продолжает увеличиваться число осужденных за уклонение от военной службы военнослужащих (в 2007 году рост составил 7,9%). Он также подчеркивает, что в структуре судимостей военнослужащих по-прежнему относительно большой вес имеет дедовщина. Число осужденных за преступления подобного характера в 2007 году составило 13,6% от всех армейских преступлений.
Но эти цифры, по мнению правозащитников, могли бы быть и больше. Они указывают на тот факт, что проблемы дедовщины в армии по-прежнему замалчиваются. Об этом, в частности, говорится в обращении к президенту РФ Владимиру Путину, которое на днях подписали исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев и председатель фонда «Право солдата» Дмитрий Пысларь. Как отмечается в документе, в общественные правозащитные организации ежегодно поступают тысячи жалоб об истязаниях, издевательствах и пытках солдат: «Жестокость, произвол и бесправие стали синонимами современной Российской армии».