На Рождественских чтениях представители РПЦ критиковали инициативы Министерства образования и призывали вернуть в школы «Основы православной культуры». Церковь также обеспокоена тем, что преподают школьникам на уроках истории, литературы и русского языка.
В эти дни Русская Православная Церковь проводит традиционные, уже 16-е по счету Рождественские образовательные чтения. Открытие форума состоялось вчера в Государственном Кремлевском дворце. Зал заполнялся неспешно. Уже звучали основные доклады, а из-за спины нет-нет да и доносился чей-то робкий вопрос: «Здесь занято?»
В Кремлевский дворец, что уже стало привычным, стянулись политики и чиновники. Приветствие, довольно формальное, прислал первый вице-премьер Дмитрий Медведев, а зачитал его управделами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). В прежние годы приветствия присылал президент России. Можно констатировать: официальный преемник уже перенял у Путина часть его функций. Кстати, в предварительной программе Чтений анонсировалось ни много ни мало выступление самого Медведева. И, судя по репликам в зале, собравшиеся не сразу поняли, что лично Медведева им увидеть не судьба.
Отсутствовал и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Из источников, близких к Московской Патриархии, «НГ» стало известно, что ему последние несколько недель нездоровится и он на людях не бывает. Участникам Чтений он адресовал видеообращение, довольно короткое, стандартное и не слишком содержательное. Когда оно закончилось, митрополит Климент зааплодировал первым, после чего призвал присутствующих направить Патриарху телеграмму с благодарностью за внимание и зачитал ее примерный текст. Собравшимся текст, кажется, понравился. Во всяком случае, в зале благодарно хлопали.
Нынешнее заседание, безусловно, стало бенефисом митрополита Климента. Ведь это он в декабре прошлого года провел в Калуге совместную конференцию с Министерством образования и науки. Он якобы договорился о том, что в стандарте среднего образования появится новый компонент – «духовно-нравственная культура», а вместе с ней в школы придут ОПК. Если говорить о влиянии Церкви, то митрополит Климент в конце прошлого года явно набрал очки, а на фоне слабеющего и недужного Патриарха он выглядит как его самый вероятный преемник.
Вчера в Кремлевском дворце он говорил долго, высказывался «прямо», что называется, выложил карты на стол. Речь уже не идет о «культурологическом предмете» ОПК, полезном всем и каждому. Миллионы людей, по словам митрополита Климента, хотят, чтобы дети из православных семей изучали ОПК с 1-го по 11-й класс. 200 докторов и кандидатов наук уже выступили в поддержку ОПК, сообщил иерарх. Но этого Церкви мало. Гуманитарные предметы должны иметь «духовно-нравственный компонент». От светского курса «История мировых религий» пользы, как считают в РПЦ, никакой: напротив, у ребенка «может развиться индифферентность в вопросах духовной жизни и нравственный релятивизм».
Более того, Церковь, как заявил митрополит Климент, «беспокоит содержание и качество духовно-нравственной составляющей» таких дисциплин, как история, литература и русский язык. «Считаю, что наши специалисты в этой области должны привлекаться более активно», – призвал иерарх. Его выступление не раз и не два прерывалось аплодисментами. Аплодировал и министр образования и науки Андрей Фурсенко. Правда, делал он это избирательно, а порой и вовсе непонятно, по какой причине. Чему, например, аплодировал министр, когда митрополит Климент заявил, что родители, принесшие ребенка в храм для крещения, тем самым дали добро на его обучение в православном духе?
Сам министр в своем выступлении совершенно не касался острых тем. Он говорил о том, что школьникам не стоит навязывать догмы, что родитель и ученик – «заказчики» в сфере образования. Впрочем, по его мнению, духовно-нравственное воспитание не должно ограничиваться «классово-урочной системой». С воскресных школ никто нагрузку не снимает.
С одной стороны, министр Фурсенко не спорил с участниками форума, в том числе и о пресловутой «Истории мировых религий». Но, с другой стороны, выступая на Рождественских чтениях, ничего конкретного «миллионам православных» он не обещал и подробно о результатах конференции в Калуге не распространялся. Так что объявлять о том, что ОПК вот-вот утвердятся в школьной программе, пожалуй, еще рано.