Судьба президентских выборов в надежных руках самовыдвиженца.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Глава Демократической партии России Андрей Богданов вчера зарегистрирован Центризбиркомом в качестве кандидата в президенты. Это решение делает предвыборную колоду полной, чтобы каждая электоральная группа смогла отыскать в ней туза любимой масти. Эксперты не сомневаются, что Богданов без ошибок и сбоев исполнит роль страховочного кандидата, присутствие которого не позволит сорвать выборы.
В отличие от экс-премьера Михаила Касьянова, проблем с регистрацией у Богданова не возникло. Центризбирком забраковал всего 3,12% собранных в его поддержку подписей при допустимом браке в 5%. Оперативно включив лидера ДПР в президентскую кампанию, Центризбирком породил своего рода парадокс. Напомним, что возглавляемая им партия набрала на выборах в Госдуму 90 тыс. голосов. Но тогда каким образом Богданов сумел справиться с процедурой сбора 2 млн. подписей? Сам кандидат никаких противоречий здесь не видит. «Демократический избиратель – а это около 20 миллионов человек – не пришел на выборы, разочаровавшись в том, что демократы не объединились. Но когда к людям приходишь домой, они подписываются без проблем», – объяснил он корреспонденту «НГ». Независимый политолог Дмитрий Орешкин вспомнил в этой связи о президентских выборах 2004 года. Тогда баллотировавшийся в президенты председатель Совета Федерации Сергей Миронов также без проблем собрал 2 млн. подписей в свою поддержку, хотя по итогам выборов получил меньше 500 тыс. голосов.
Новоиспеченного кандидата в президенты нередко называют страховочным. Показательная борьба во время выборов должна развернуться между партийными вождями – Геннадием Зюгановым и Владимиром Жириновским, в то время как официальный преемник будет держаться в стороне. Между тем, как уже отмечала «НГ», Зюганов может сорвать запланированный сценарий и в знак протеста снять свою кандидатуру с выборов. В этом случае Медведев мог бы оказаться один на один с Жириновским, что автоматически поставило бы под сомнение пусть и не юридическую легитимность выборов, но во всяком случае политическую их значимость. Чтобы избежать этой ситуации, власти потребовался дополнительный страховочный кандидат.
Возникает вопрос: почему именно Богданов? На роль страховочного кандидата Кремль мог пригласить других политиков. Например, лидера Аграрной партии России Владимира Плотникова, чья партия ближе других приблизилась к проходному барьеру, или лидера «Патриотов России» Геннадия Семигина. Мнения экспертов о том, почему жребий пал на Богданова, разделились.
По словам генерального директора Центра политической конъюнктуры Михаила Виноградова, он «идеально годится в качестве яркого и немного карикатурного кандидата», поскольку обладает очевидными имиджевыми преимуществами. В частности, напомнил эксперт, он выходец из Солнцевского района Москвы и возглавляет масонскую ложу. Эти полускандальные темы, с одной стороны, помогут раскручивать Богданова, а с другой – не дадут ему шансов отнять у кого-либо голоса.
«Богданов не является самостоятельной политической фигурой и целиком зависит от Кремля, – отмечает политолог Дмитрий Орешкин. – Он не проявит излишней самостоятельности и не прибегнет к шантажу, как это могут сделать Зюганов или Жириновский. Это тот человек, который пойдет в качестве спарринг-партнера Медведева при любых условиях».
Стоит отметить, что Андрей Богданов даст возможность не отказываться от похода на выборы осиротевшему демократическому, то есть в нынешней ситуации протестному, электорату. Ведь если избиратель этого рода захочет высказать негативное отношение к предложенной ему от имени «Единой России», КПРФ и ЛДПР палитре кандидатов, то он, вполне возможно, проголосует даже за такого экзотического персонажа, как лидер ДПР. Легитимность и представительность выборов от этого только выиграет.
Но почему такую роль не мог сыграть Михаил Касьянов, более похожий на демократического кандидата? «Богданов, в отличие от Касьянова, не может претендовать на то, чтобы объединить под своими знаменами демократический электорат, – отмечает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. – Специфика этого электората такова, что он не реагирует на симулякры. Он достаточно образован, чтобы понимать, кто такой Богданов, и никогда за него голосовать не будет». Оставив Богданова, власть убила двух зайцев – продемонстрировала, что номинальный демократический кандидат есть, и одновременно лишила традиционные демократические партии возможности поддержать одного приемлемого кандидата.
Между тем гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что Касьянов с самого начала не очень хотел участвовать в президентских выборах. «Его побуждали к этому определенные обстоятельства, скорее всего связанные с замораживанием его счетов за рубежом, – отмечает эксперт. – К радости кандидата Касьянова, ЦИК предоставил ему возможность встать в позу обиженного и репрессированного Кремлем».