Параллельно с обеспечением президентской кампании главы многих российских регионов должны заботиться и о своем будущем. Ведь обновление губернаторского корпуса после выборов было анонсировано неоднократно.
Кресла зашатались даже под теми руководителями субъектов РФ, которые просидели в них не одну десятилетку. Как сообщили «НГ» источники в представительстве президента по Приволжскому округу, сейчас, например, решается вопрос о преемнике президента Башкирии Муртазы Рахимова. Собеседник «НГ» назвал наиболее вероятным кандидатом на пост будущего президента республики министра земельных и имущественных отношений Башкирии Раиля Сарбаева. По его словам, предполагается, что сначала он займет должность премьер-министра правительства, которую сейчас занимает Рафаэль Байдавлетов. А уже премьерское кресло должно стать той ступенькой, которая позволит Сарбаеву дотянуться до самого высокого поста Башкирии. Надо заметить, что слухи об отставке Байдавлетова ходили еще в ноябре прошлого года, но она не состоялась. Однако, как уверили «НГ», вопрос с повестки дня не снят. Интересно, что в принципе Рахимов должен устраивать Москву: он обеспечил лучший результат выборов «Единой России», принесший партии 15 мест, так что для думских портфелей даже не хватило кандидатов. По мнению политолога Александра Кынева, раньше к президенту Башкирии были претензии у Центра, но под влиянием Москвы крайне авторитарный режим Рахимова смягчился. За годы правления Владимира Путина глава республики сделал все, чтобы устранить глобальное несоответствие между республиканским и российским законодательством, московский бизнес получил возможность проникновения в регион. Однако, видимо, чтобы не создавать прецедента передачи власти сыну действующего президента Уралу Рахимову, на всякий случай разрабатываются варианты. «Хотя не первый год ходят слухи о непримиримой ссоре отца и сына, в реальности ее последствия не угадываются», – говорит бывший глава республиканского отделения «Яблока» публицист Сергей Фуфаев. По его словам, Урал много лет контролирует нефтеперерабатывающую отрасль, переданную ему отцом в конце 1990-х. Но Фуфаев не исключил, что клан Рахимовых ищет пути, чтобы сохранить власть. Кстати, претендента в преемники Раиля Сарбаева называют человеком именно Урала.
Вопрос о преемнике Рахимова поднимается на протяжении ряда лет – и неудивительно, ведь в феврале лидеру Башкирии исполняется 74 года. О будущем не могут не думать не только враги Рахимова, которых за 16,5 года у власти он нажил немало, но и сам Рахимов. Ранее кандидатом на эту должность называли главу администрации президента Башкирии Радия Хабирова. Но СМИ заговорили и о его скорой отставке, которая, впрочем, пока так и не состоялась. Между тем в последнее время в местной прессе появились и сообщения, явно направленные против Раиля Сарбаева.
Сергей Фуфаев убежден, что Башкирия – регион, где вариант с варягом не пройдет: после смерти Сталина там был только один руководитель извне – Равмер Хабибулин. Он был первым секретарем обкома КПСС с 1987 по 1990 годы и был смещен по обвинению в «консерватизме и торможении перестройки». По мнению политолога, идеальным вариантом, который устроил бы и федералов, и Рахимова, было бы назначение президентом местного человека, но сделавшего удачную карьеру в Москве. Как пример он привел известного выходца из Башкирии Андрея Шаронова, бывшего заместителя главы Министерства экономического развития и торговли Германа Грефа, который, кстати, совсем недавно приезжал на родину и был там тепло встречен местными элитами. Сгодится, по мнению собеседника «НГ», и правопреемница Грефа Эльвира Набиуллина.