Под Новый год Иванов подарил Путину приемник ГЛОНАСС, который, как он сам теперь признает, нормально заработает еще не скоро.
Фото ИТАР-ТАСС
Первый вице-премьер Сергей Иванов устроил вчера разнос руководству Роскосмоса на заседании коллегии агентства. Речь шла о глобальной навигационной системе космического позиционирования ГЛОНАСС. Первый вице-премьер рассказал все о недостатках, которые были приведены «НГ» в статье «На ГЛОНАСС надейся, а GPS настраивай» (см. номер от 26.12.07).
«Не достигнут необходимый уровень надежности бортовой аппаратуры спутников, не создана необходимая инфраструктура, – заявил Сергей Иванов. И продолжил: – Состав орбитальной группировки не обеспечивает на 100% доступность услуг ГЛОНАСС на территории страны». Более того, по его мнению, характеристики Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС) не соответствуют современным требованиям, ее надо серьезно корректировать. «В недостаточной мере наращиваются мощности предприятий – изготовителей космических аппаратов ГЛОНАСС». Проще говоря, пока изготавливают новые аппараты, другие, находящиеся на орбитах, успевают выработать ресурс. Поэтому орбитальная группировка ГЛОНАСС никак не наберет необходимого количества спутников и не может обеспечить навигационными данными всю территорию страны.
На поклон к американцам
«Обращаю внимание руководства Роскосмоса как ведомства – координатора работ по ГЛОНАСС на недопустимость невыполнения поставленной задачи. Речь идет о персональной ответственности руководителей за развитие как отдельных компонентов ГЛОНАСС, так и системы в целом», – пригрозил первый вице-премьер. По поводу слишком короткого срока жизни отечественных навигационных спутников (50–60 месяцев против 150–200 у американцев) Сергей Иванов заметил: «Не достигнут необходимый уровень надежности элементов бортовой аппаратуры космических аппаратов».
В этом вопросе выход найден. Главный производитель космических аппаратов в России НПО прикладной механики им. Решетнева сообщило, что планируется применять радиационно-устойчивые микросхемы американской фирмы Aeroflex. Правда, пока речь шла только о спутниках связи «Луч-5А/5Б», «Экспресс-1000» и «Экспресс-2000». Но, надо полагать, после коллегии Роскосмоса и для группировки ГЛОНАСС найдутся живучие импортные комплектующие. Правда, срыв поставки электронных компонентов французской корпорацией Thales уже привел к переносу с 2007 года на 2008-й запуск геостационарных спутников связи «Экспресс-АМ33» и «Экспресс-АМ44».
Опасное это дело – попасть в зависимость от производителя, тем более зарубежного.
Недавно Роскосмос обещал, что следующее поколение спутников «ГЛОНАСС-К» сможет работать на орбите 10 лет и более, а Сергей Иванов эти обещания разрушил. Он обратил внимание присутствующих на коллегии на то, что тактико-технические требования к самой системе ГЛОНАСС и к перспективному аппарату «ГЛОНАСС-К» все еще не согласованы Роскосмосом и Минобороны. А их еще надо утвердить после этого.
Вернувшись из космоса на Землю, Сергей Иванов констатировал: «Печально, но на российском рынке до сих пор в свободной продаже и не появилась конкурентоспособная отечественная навигационная аппаратура». И сокрушенно заметил: как только появились в продаже первые приемники ГЛОНАСС, их тут же расхватали, «как во времена дефицита».
Но и эта ложка меда в бочке дегтя мало порадовала, поскольку мед на поверку оказался искусственным. Никаких следов тысячи, сотни или хотя бы нескольких десятков автомобильных навигаторов, якобы уже проданных 24–25 декабря в магазинах торговой сети «ИОН», нигде обнаружить не удалось. В витринах можно увидеть лишь выставочный образец, о котором продавцы ничего сказать не могут, поскольку в руках не держали. И даже техпаспорт не читали. Зато читали письмо руководства, в котором строго приказано всем консультантам в торговых залах говорить, что навигаторы были, но уже все проданы. Только это письмо секретное, поэтому о нем тоже ни слова.
Правда против денег
Автомобильный навигатор Glospace отечественного производства мало кому удалось подержать в руках. Первый образец был подарен президенту. После Нового года НИИ космического приборостроения изготовило второй – его подарили Патриарху. На 23 февраля можно ожидать такой же подарок министру обороны. В магазинах «ИОН» обещали следующий завоз навигаторов 9 января, но не дождались до сих пор. А уже выстроилась очередь желающих приобрести прибор и протестировать его. Может, поэтому и не завозят? Мало ли, что натестируют въедливые журналисты и автомобилисты.
А в кулуарах производственники шепчутся о миллиарде долларов, который якобы выделяется из бюджета на развитие производства навигационной аппаратуры. Борьба, мол, развернулась между теми, кто никакого отношения к производству электроники никогда не имел, и теми, кто и не хочет иметь, но нуждается в деньгах. Вот они, дескать, и победят в тендере. Ну да пусть клевещут.
Но вот что интересно: еще месяц назад Сергей Иванов в самых блестящих выражениях описывал ближайшее будущее ГЛОНАСС, а сегодня уяснил, что «очевидные упущения при проектировании ФЦП «Глобальная навигационная система» привели к тому, что мы вынуждены будем вносить в программу изменения в целях безусловного доведения характеристик системы ГЛОНАСС до конкурентоспособного уровня». Однако такая перемена взглядов вдруг ни с того ни с сего не случается.
Утром в понедельник, 21 января, в начале совещания президента РФ с членами правительства Сергей Иванов сказал по поводу предстоящей коллегии Роскосмоса: «Особое внимание хочу уделить проекту ГЛОНАСС как космической составляющей в плане повышения качества космических аппаратов, спутников связи, так и наземной, включающей в себя наземную аппаратуру потребителя, электронные трехмерные карты РФ, а впоследствии уже и в глобальном масштабе». Не на этом ли совещании он узнал правду о ГЛОНАСС?
Так рухнула рекламная пирамида. Может, теперь прекратится размазывание ассигнований на космическую деятельность по марсианским и лунным прожектам и средства вложат в неотложно необходимые прикладные программы, в ГЛОНАСС, в частности?
Сергею Иванову, должно быть, следовало бы честно сказать президенту, что собачка Кони, которой он обещал в середине 2008 года ошейник с навигатором, «чтобы она никуда не убегала», должна сидеть на привязи, так как ГЛОНАСС еще долго помочь в этом деле не сможет. А тот прибор, который подарили Владимиру Владимировичу под Новый год, требует батарею питания в виде автомобильного аккумулятора.