Скандал вокруг подписных листов, сданных в Центризбирком штабом лидера Российского народно-демократического союза, набирает обороты. Сомнения в аутентичности 2,6 млн. подписей избирателей, собранных за Касьянова, выражают и СМИ, и политтехнологи, и даже блоггеры рунета вне зависимости от своих политических пристрастий. Между тем создается впечатление, что сам «виновник торжества» только этого и добивался.
Напомним, что само намерение Касьянова легитимно собрать предписанные законом 2 млн. подписей вызвало большой скепсис в экспертном сообществе. «По моему глубокому убеждению, честно собрать подписи в указанные сроки невозможно», – заявил тогда, например, член Центризбиркома Александр Кобринский. «Сбор подписей в такие ограниченные сроки, частично перед Новым годом, частично после, – процедура сама по себе очень сложная, – поясняет Дмитрий Бадовский, заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова. – И хронологические, и организационные рамки очень жесткие. Порочность этой системы сбора подписей в том, что у Касьянова нет собственной партии, собственной организации, активисты которой могли бы собрать достаточное количество подписей». С этим согласен и гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин: «Маловероятно, что он (Касьянов. – «НГ») действительно собрал такое количество подписей по регионам за такой короткий срок».
Тем более – социологические исследования демонстрируют, что предвыборный рейтинг экс-премьера не превышает 1%. А 2 млн. подписей, как недавно отметил руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский, означают поддержку минимум 2% избирателей страны. Он считает, что из собранных Касьяновым «автографов» граждан могут соответствовать требованиям Центризбиркома максимум 30–40%.
Последующие вести из регионов сомнения усилили. Так, в Екатеринбурге, по информации, появившейся в СМИ со ссылкой на местный штаб Касьянова, сторонникам лидера РНДС удалось собрать лишь 7000 подписей вместо искомых 50 000. А ведь это одна из крупнейших областей России.
В такой ситуации мало кто удивился, когда под занавес выборного «нулевого цикла» – прямо перед сдачей подписей в ЦИК – стали происходить инциденты с криминальным душком. В Йошкар-Оле был задержан руководитель регионального штаба Касьянова Рустам Абдуллин, а 12 января местный следственный отдел Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ по Республике Марий Эл возбудил уголовное дело по факту фальсификации избирательных документов по статье 142 часть 2 УК РФ. Примерно в то же время в аэропорту Ростова-на-Дону был задержан другой касьяновский активист, Александр Селиванников, у которого представители правоохранительных органов изъяли фальсифицированные, по их подозрениям, подписные листы.
Тем временем другой кандидат, глава Демократической партии России Андрей Богданов, в своем интернет-дневнике фактически прямо обвинил предвыборные структуры своего конкурента в нарушениях: «Мир полевиков (агитаторов. – «НГ») очень тесен! За последние два дня от моих знакомых бригадиров полевиков поступила информация, что в их регионах (далее следует список из 19 субъектов РФ. – «НГ») бригадиры Касьянова либо интересовались базой данных граждан РФ, либо покупали ее, либо есть люди, подтверждающие факт «рисовки» подписей за этого кандидата».
Тут же разгорелось обсуждение в интернет-сообществе фотографий сортировки заполненных подписных листов, выложенных на сайте Касьянова. Пользователей удивил слишком «свеженький» вид документов. Хотя, по утверждениям штаба экс-премьера, сбор подписей происходил отнюдь не в офисе кандидата, а в «поле» – на улице, в снег и дождь, в квартирах избирателей. Словом, «на коленке». И обычно подписные листы, заполненные в таких условиях (а их всегда большинство), выглядят не столь аккуратно┘
Илья Константинов, заместитель директора Института развития гражданского общества и местного самоуправления, уверен: «Вокруг избирательной кампании вращается большое количество профессионалов – авантюристов, жуликов, которые предлагают сфальсифицированные подписные листы┘ И Касьянов, не имея опыта проведения масштабных избирательных кампаний, вполне мог сознательно, а может быть, бессознательно, востребовать такого рода услуги и использовать фальсифицированные подписные листы. Поэтому, разумеется, фальсификации будут всплывать, и не только в Йошкар-Оле, аналогичные ситуации сложатся по целому ряду других субъектов РФ».
Но что любопытно – в столь накалившейся предвыборной атмосфере ни лидер РНДС, ни его соратники серьезных попыток убедить общественность в подлинности подписных листов не предпринимают. Помощники экс-премьера отделываются краткими ремарками типа «мы подписи собрали и сдали в ЦИК», а остальное, мол, время покажет. Сам кандидат отделался маловразумительным заявлением о том, что власть оказывает давление на его предвыборный штаб, а деятельность сотрудников МВД и Минюста «демонстрирует слабость нынешней власти, ее боязнь открытой политической борьбы».
Более того, ЦИКу пришлось напомнить Михаилу Касьянову специальной телеграммой о его праве прислать собственных наблюдателей для участия в процедуре проверки подписных листов. Об этом на днях сообщила пресс-служба Центризбиркома: «Федеральное законодательство предоставляет право присутствовать при осуществлении проверки кандидатам или их представителям. Представители кандидата Богданова присутствуют ежедневно. Кандидат Касьянов своим правом не воспользовался».
Возможную причину «вялости» предвыборных структур кандидата Касьянова политтехнолог Марина Коркман объясняет тем, что они не хотят становиться свидетелями разоблачения собственных технологий. Но есть и еще одна причина – в случае большого количества брака кто-то должен будет ответить либо за бюджет, либо за то, что не контролировал ситуацию в регионах. «По моим подсчетам, на сбор двух миллионов подписей с учетом услуг специалистов-сборщиков нужно потратить от 120 до 140 миллионов рублей, – говорит политтехнолог. – Соответственно, когда речь идет о таком порядке цифр, у региональных штабистов может возникнуть соблазн «сэкономить» бюджет за счет использования баз данных избирателей, а разницу положить в карман. Ведь, как правило, это «черный нал» – весь кандидатский фонд Касьянова составляет примерно семь миллионов рублей, а подписи он собрал».