В Нижнем Новгороде «Союз православных граждан» объявил войну холодильникам с кока-колой и обвиняет компанию в сатанизме. В качестве его союзника на днях выступило региональное управление Федеральной антимонопольной службы.
Скандал начался с письма 440 нижегородцев губернатору, прокурору области и архиепископу с требованиями возбудить против компании «Кока-кола» уголовное дело, поскольку та оскорбила религиозные чувства подписантов и унизила их национальное достоинство. Авторов коллективного обращения возмутило, что на новых холодильниках «Кока-колы» внутри силуэта бутылки изображены купола Рождественской церкви, Нижегородского кремля, памятника Минину и Пожарскому, городского набатного колокола. «Мы еще не забыли, как американцы уничтожали православные храмы в Сербии, у нас же они начали с другого – с осквернения святынь», – сказано в письме нижегородцев. Не понравилось гражданам и то, что на постерах с бутылками и памятниками стоит подпись «Ценность традиции». «Можно подумать, что в Нижегородском кремле придумали и хранили старинный рецепт кока-колы, – иронизируют они, – и Минин и Пожарский были создателями этого рецепта».
Особенно же оскорбленными чувствуют себя авторы письма из-за того, что на некоторых холодильниках, по их наблюдениями, бутылки оказались перевернутыми. Подписанты уверены, что это сделано умышленно: храмы изображены вниз куполами, а попрание креста – не что иное, как сатанизм.
К подписантам сразу же присоединился «Союз православных граждан». По мнению полномочного представителя этого «Союза» в Приволжском федеральном округе Сергея Чеснокова, кока-кола олицетворяет американский образ жизни – жвачку и свободную любовь. «Минин и Пожарский вряд ли согласились бы рекламировать кока-колу, потому что сами же гоняли иноземного захватчика», – уверен Чесноков.
Неравнодушную общественность поддержала и Нижегородская епархия. «Эта компания должна поблагодарить наш терпеливый народ, потому что в другом месте, в другой стране уже бы нехорошие действия сделали бы, – заявил пресс-секретарь епархии протоиерей Игорь Пчелинцев. – Церковь настолько смиренна, что всякой сволочи можно плевать в нее. Если бы они повесили сам портрет президента вниз головой, завтра бы уже этой компании здесь не было!» Примечательно, что в своем комментарии отец Игорь слово «кока-кола» не произнес ни разу. Видимо, принимая во внимание демоническую природу производителя напитка.
В местных телевизионных новостях свое отношение к холодильникам давали и обычные прохожие. «Всю страну загнали в бутылку, теперь и храмы туда же хотят», – оценила новую рекламу, например, одна нижегородка.
Региональное отделение «Кока-кола эйч-би-си Евразия» поначалу заявило, что, «размещая на своем торговом оборудовании и на упаковке продукции виды объектов архитектуры и искусства, компания демонстрирует свою позицию по сохранению культурного наследия». Затем приняло решение совсем убрать изображение церквей с оборудования. Быстро были разоблачены и «сатанисты». Выяснилось, что храм был перевернут лишь на единственном холодильнике: продавцы одного из магазинов по ошибке при монтаже оборудования прикрепили дверцу вверх ногами. Оплошность была исправлена, тем не менее разбирательства вокруг колы продолжились с тем же смаком.
На днях со своей позицией по этой теме определилась уже антимонопольная служба. В результате бурной дискуссии экспертный совет порекомендовал «Кока-коле» отказаться от своей рекламы, поскольку она вызывает «неоднозначное восприятие отдельных социальных групп общественности». Несмотря на то что противники американской газировки, наоборот, демонстрировали полную однозначность. На экспертном совете они прямо заявили, что реклама колы вызывает у них агрессию, они еле удерживаются от порчи холодильников и другого имущества компании. А заседание экспертного совета предварял одиночный пикет: у здания антимонопольной службы бородатый и длинноволосый гражданин в ушанке требовал «остановить КОЛАнизацию России».
В конце концов, скандал приобрел даже международную огласку, попал в поле внимания агентства Reuters. «Толерантность России к западному влиянию уменьшается на фоне политической риторики Кремля, враждебной в особенности по отношению к США, откуда родом компания «Кока-кола», – считает агентство.
Примечательно, что храмы неоднократно уже использовались в рекламе водки, сигарет или пельменей, но это не вызвало гнева «отдельных социальных групп общественности», несмотря на то что та же водка при частом ее употреблении вызывает зависимость от нее и деградацию личности, то есть антихристианская по своей сути. А колы сколько ни пей, козленочком не станешь: американский образ жизни, как вирус, не подхватишь и даже духом протестантской этики, свободного предпринимательства и глобализма не заразишься. Но вокруг кока-колы вечно рождаются страсти и причудливые мифы. То этой газировке в мусульманских странах бойкот объявят, то в Индии. Одни байки вокруг кока-колы сродни детским страшилкам: американские полицейские будто возят ее с собой, чтобы отмывать кровь на асфальте, а фермеры-де используют в качестве дезинсектора, потому что он убивает любую тлю┘
Но лучше всего кока-кола подходит, конечно, в качестве средства проверки на вшивость – как индикатор уровня фундаменталистского сознания в обществе. Подлинный христианин борется с врагом внутренним. Фундаменталист занят поиском врага внешнего, потому что боится глянуть внутрь. Для первого кока-кола – всего лишь газировка, неспособная повлиять на его систему ценностей. Для второго она действует на уровне непроявленных символов, в мире теней и поэтому действительно опасна. Так что правы граждане, особо называющие себя православными: не так с ней просто всё – с этой кока-колой.