Вчера Центризбирком приступил к проверке подписных листов кандидатов в президенты Михаила Касьянова и Андрея Богданова. Число претендентов на главный пост страны окончательно определится только через 10 дней. Но многие политики и эксперты уже сейчас готовы вычеркнуть из списка счастливчиков бывшего премьер-министра Касьянова.
Множатся признаки подготовки общественного мнения к такого рода исходу проверки подписей экс-премьера. Следственное управление СКП РФ по Республике Марий Эл вчера открыло уголовное дело в отношении руководителя регионального предвыборного штаба Касьянова Рустама Абдуллина. Дело возбуждено по части 2 статьи 142 УК РФ (фальсификация избирательных документов) по факту подделки нескольких тысяч подписей избирателей под листами в поддержку Михаила Касьянова. Обвинение Абдуллину пока не предъявлено, с него получена подписка о невыезде. Касьянов заявил по этому поводу: «Вот видите, что творит власть – какое беззаконие!»
Напомним, что кандидат, который выдвинут не от имени партии, имеющей думскую фракцию, обязан собрать 2 млн. подписей граждан в поддержку собственной персоны. Право заменить подписи деньгами – в качестве избирательного залога – на президентских выборах в отличие от думских не предоставляется. Между тем жесточайшие правила проверки собранных подписей как для думских, так и для президентских выборов одинаковы. А так как их количество различается на порядок – 2 млн. вместо 200 тыс., – то, следовательно, на порядок увеличивается и возможность совершения при сборе подписей разнообразных ошибок и недочетов.
Это если подписи собираются честно. Однако, например, координатор думской фракции КПРФ Сергей Решульский в беседе с корреспондентом «НГ» высказал большие сомнения в том, что подписи за Касьянова собирались по-настоящему, а не были приобретены через специализированные фирмы. «Два миллиона – это примерно каждый пятидесятый избиратель, то есть касьяновские сборщики должны были стоять по всей стране, однако лично я никогда и нигде их не видел, да и не слышал ни от кого из своих коллег, что они их видели», – отметил Решульский.
Между тем, по мнению думца, Касьянов к отказу в регистрации кандидатом в президенты готов, более того, именно в этом и был смысл его участия в кампании: «Нашу власть критикуют, что при ней в стране нет демократии, так вот Касьянов и показывает, что демократия есть: он борется, он организует своих сторонников, и ему никто не мешает. А то, что его все равно не зарегистрируют, так это, скажут критикам, потому, что плохо поработал».
В то, что Михаил Касьянов получит свидетельство о регистрации себя кандидатом в президенты, не верит, похоже, никто. В том числе, например, и потому, что, как объяснил источник «НГ» в «Единой России», сейчас никакого смысла в его регистрации, в общем-то, уже и нет. «Появление Касьянова среди претендентов было обусловлено в том числе и борьбой между различными кремлевскими центрами силы, но сейчас, когда Путин выстроил всех под Медведева, прежние варианты и сценарии актуальность потеряли».
По мнению замдиректора Института социальных систем Дмитрия Бадовского, процедуру сбора подписей никто блокировать не заинтересован. Важно было продемонстрировать, что новыми нормами можно реально воспользоваться. Поэтому-то разрешили «побаловаться» сбором подписей Касьянову, Богданову, Немцову, который, правда, этой возможностью не воспользовался.
Тот факт, что вероятный отказ Касьянову воспринимается как должное, не связан с реальной мощью, которую представляет в электоральном плане бывший премьер-министр. «Какие-то пересечения имиджевые у него есть с Медведевым, но не в этом дело, – объясняет Бадовский. – Кампания с Касьяновым и без него – две разные вещи с точки зрения содержательной структуры. Сейчас Медведев имеет возможность оптимально позиционироваться перед максимально широким электоратом. Среди всех претендентов на пост президента он выступает как наиболее праволиберальный кандидат, одновременно позиционируя свою программу как социально ориентированную». По словам эксперта, если в кампании примет участие Касьянов, сразу появляется образ врага: «Понятно, что он много не получит, но Касьянов может поломать план кампании. Образ врага вызовет негативную мобилизацию, консолидацию в обществе, что не соответствует базовой логике кампании, которая есть у Кремля. Кремль же хочет строить ее на презентации гражданам планируемых в ближайшее время реформ и обращении к ним по этому поводу за поддержкой».
Сейчас кампания идет по этому пути: до 2 декабря лозунг «План Путина» никто не понимал. А сейчас тандем Медведев–Путин начинает его объяснять. Они говорят: «Поддержите нас и поддержите этот план реформ, новаций, социальных программ». Путин обозначал врагов в рамках парламентской кампании, но тогда была политтехнологическая задача мобилизации сторонников. Сейчас опять нагнетать атмосферу, устраивать мобилизационную гонку, видимо, считается неправильным. Не случайно Путин предложил в будущем развести федеральные выборы по времени – люди устают, гонка тяжела технологически и может вызвать у народа отторжение. «Политическая задача этих выборов – чтобы граждане не просто проголосовали за Медведева, но и поддержали планируемую программу реформ. Медведев должен выглядеть консолидирующей фигурой, и вносить в его кампанию элемент образа врага технологически и политически не совсем правильно», – считает Бадовский.