В январе в России произошло несколько крупных аварий, связанных со взрывами газа в многоквартирных домах. 3 января наступившего года в результате взрыва бытового газа в Воронеже без крова остались 23 человека. На следующий день аналогичный инцидент произошел в подмосковной Электростали, из-за чего пострадали три человека. 9 января взрыв газа в Казани унес жизни девяти человек. Через несколько дней – 14 января – газ взорвался в Железноводске (Ставропольский край), где также не обошлось без жертв – погибли восемь человек. В тот же день взорвался газ в городе Новокуйбышевск Самарской области. Здесь погиб один человек и пострадали семеро. Наиболее оперативно на эту проблему отреагировала Генеральная прокуратура, предписавшая своим представителям на местах в срочном порядке проверить организации, отвечающие за обслуживание газового оборудования.
Специалисты уже не первый год говорят об опасности, которой подвергаются жители многоквартирных домов, в которых стоят газовые плиты. Это связано с тем, что внутридомовое газовое оборудование в настоящее время стало практически ничейным. Контроль технического обслуживания внутридомового газового оборудования возложен на жилищные инспекции Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Но эти инспекции сохранились только в Москве и Московской области, в остальных же регионах России их давно расформировали. Вот и выходит, что за газовым оборудованием внутри домов никто не следит, в результате чего резко возросло число аварий.
Если газопроводы низкого давления, подводящие газ к домам, принадлежат газораспределительным организациям (ГРО), которые их и обслуживают, то внутридомовое оборудование принадлежит жилищно-эксплуатационным конторам (ЖЭК) либо объединениям собственников квартир. В советское время внутридомовое газовое оборудование находилось на балансе ГРО. В 1992 году указом президента РФ его передали в муниципальную собственность. Однако поскольку стоимость технического обслуживания этой техники входила в тариф на транспортировку газа, установленный для газораспределительных организаций Федеральной службой по тарифам (ФСТ), они продолжали его ремонтировать. Как известно, с 2006 года ФСТ исключила работы по обслуживанию внутридомового оборудования из цены транспортировки голубого топлива, и теперь ГРО приходится заключать отдельные договоры с владельцем каждого дома.
Данное решение объяснялось тем, что обслуживание внутридомового оборудования – это не монопольный, а конкурентный вид деятельности. В результате ЖЭКи или объединения владельцев квартир должны были сами беспокоиться о собственной безопасности и заключить соответствующие договоры. Однако они зачастую предпочитают экономить на обслуживании и вызывать специалистов только в случае аварий (если, например, начинает ощущаться запах газа), это и приводит к взрывам. Тем более что оборудование в большинстве домов очень изношено. За его состоянием необходимо следить, а также вовремя проводить плановый и капитальный ремонт.
Представители газораспределительных организаций не раз обращали внимание на эту проблему. В некоторых регионах местные руководители заставили ЖЭКи и кондоминиумы заключить соответствующие соглашения с ГРО, а где-то проигнорировали, и результат не замедлил сказаться.