В благодарность за совершенный «подвиг» Путину подарили современный список Иверской иконы Богоматери.
Фото Reuters
В субботу президент Владимир Путин присутствовал на проводимом Алексием Вторым молебне по случаю освящения Успенского собора Валдайского Иверского монастыря после произведенной реконструкции. Глава государства бывал в обители, расположенной неподалеку от его валдайской резиденции, несколько раз. «Приходил трижды инкогнито», – рассказывала мне прихожанка. Например, 14 октября прошлого года Путин пришел в монастырь как простой верующий. Заметим, что это произошло накануне его визита в Иран, где, по информации российских спецслужб, на него готовилось покушение.
Леса, красивейшее озеро и потрясающая тишина... Древняя обитель словно пронизана святостью и покоем. И, казалось, уже ничто не напоминает о том, что было в этих стенах при советской власти – колония и психиатрическая лечебница.
Нужно пройти под сводами двух надвратных храмов, чтобы увидеть величественный Успенский собор монастыря, впервые освященный в 1656 году. Здесь уже нет главной святыни – после революции сделанный в XVII веке на Афоне список с иконы Иверской Божией Матери был утрачен. И теперь храм украшает копия известной иконы времен Крымской войны. Верующие все равно убеждены в ее чудодейственных свойствах – вокруг иконы лежат кольца, цепочки и серьги, принесенные людьми в благодарность за помощь и исцеление. Реставрация, стоимость которой уже составила 1,26 млрд. руб., не закончена. Предстоит самый кропотливый этап восстановления внутренней росписи. В минувшую субботу Патриарх, вероятно, помятуя об этом важном моменте, не скупился на хвалебные слова в адрес главы государства. Глава РПЦ был близок к тому, чтобы превзойти автора знаменитого опуса «О феномене национального лидера» Абдул-Хакима Султыгова. Например, помощь президента в реставрации обители Алексий Второй назвал «подвигом». Но главное – исторические параллели. «В какой-то степени повторяется история», – торжественно провозгласил Патриарх, напомнив, что в XVII веке при освящении первой постройки обители – Успенского собора – присутствовали патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.
Символично, что если статья Султыгова была удалена с сайта «Единой России», то сравнение нынешней церемонии с церемонией первого освящения из стенограммы речи Патриарха, опубликованной на сайте www.patriarchia.ru, не иначе как по божественному проведению, выпало. Ведь история, как утверждают, повторяется дважды, и в данном случае ее повторение чревато: через десять лет после освящения Успенского храма Никон был низложен царем, а проведенная патриархом реформа спровоцировала церковный раскол.
Путину, к счастью, не понравилась ни высокопарная оценка его деятельности, ни тем более сравнение с царем. «Я и те, кто работают со мной сегодня, – мы представляем государство, – отметил президент. – А государство много сделало для того, чтобы, к сожалению, корни нашей культуры, в том числе и духовной культуры, были подорваны. Поэтому нас пока не за что благодарить». Путин подчеркнул, что слова благодарности он и его коллеги будут «воспринимать исключительно как пожелание того, чтобы государство вернуло долги и Русской православной церкви, и другим традиционным конфессиям». Истинных героев восстановления монастыря глава государства назвал по именам: РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Сбербанк.
Валдай