Пока московские власти дискутируют на тему вводить или не вводить плату за въезд в центр города, как в Лондоне, или вообще сделать его пешеходной зоной, в Берлине посмотрели на эту проблему с экологической точки зрения. Поэтому тамошние городские власти не стали бороться с автотранспортом, а решили создать в городском центре экологически чистый «островок». Позднее подобный принцип городские власти намерены распространить на весь город. Здесь практичные немцы убивают сразу двух «зайцев» – они оздоровляют окружающую среду и изящно-принудительно снижают уровень автомобилизации.
Берлинская зона экологической чистоты охватывает территорию внутри местного кольца городской железной дороги – 88 кв. км, и, примерно, соответствует территории Москвы внутри третьей кольцевой дороги. С 1 января 2008 года в данную зону разрешено въезжать автомобилям (в том числе и грузовым), имеющим только определенный стандарт по выбросам вредных веществ в окружающую среду. В этих целях все берлинские 1,2 миллиона автовладельцев получают наклейки для своих автомобилей в зависимости от их экологичности. За наклейками они сами приезжают на одну из 800 станций техобслуживания, имеющих соответствующие сертификаты городских властей и платят по 5 евро.
Никаких наклеек не положено автомашинам с дизельными двигателями со стандартами по выбросам класса евро-1 и ниже, а также бензиновым двигателям без катализатора. Таким автовладельцам запрещено въезжать в «чистые» кварталы. Иногородним автовладельцам также приходится получать подобные наклейки в автоцентрах техобслуживания, если им понадобилось проникнуть внутрь берлинского железнодорожного кольца. Подобная запретительная мера затрагивает, по предварительным данным, 7% зарегистрированных в Берлине автомашин. Наклейками – красного (класс евро-2), желтого (класс евро-3) и зеленого (класс евро-4) цветов (в зависимости от уровня выбросов) пользуются владельцы более экологически чистых автомашин вплоть до 2010 года. За пределами этой даты внутрь кольца смогут въезжать только автомобили с зелеными наклейками, т.е. класса евро-4. Пока в Берлине таких автомашин чуть более 100 тысяч штук. За соблюдением новых правил будут следить стражи порядка, нарушение обойдется в 40 евро.
Чего добиваются такими мерами берлинские власти? Во-первых, ожидается, что численность автомобилей на самых загруженных сейчас улицах берлинского центра со временем уменьшится в разы. Во-вторых, народ начнет пересаживаться с тяжелых дизельных внедорожников на изящные, небольшие автомобили, использующие альтернативные источники энергии, а то и на велосипеды.
Для Москвы же вопрос кроется главным образом не в приемлемости берлинского варианта, а в его реализуемости. Трудно себе представить, что московские власти, чуть ли не ежегодно организующие Дни то Москвы в Берлине, то Берлина в Москве, не знали ничего о таких нововведениях своих партнеров. Однако проблема московских (и не только московских властей) в практическом претворении в жизнь принимаемых законодателями в целом неплохих законов. Мало кто из читателей ведает, что, например, с 1 января 2008 года на всей территории страны вступают в силу требования по выбросам евро-3. Правда он касается только новых автомашин. Другими словами, машину, не проходящую по новым нормативам, уже не должны регистрировать в ГБДД.
Куда же денутся тысячи и тысячи московских «копеек» и «ГАЗелей», отравляющих атмосферу улиц? Ведь им тоже приходится время от времени проходить техосмотр и получать новую регистрацию при перепродажах. Да никуда они не денутся – они также будут бороздить московские просторы, поскольку экологический контроль в этом плане в городе просто отсутствует. Самый лучший пример правильных решений и отсутствия их должной реализации история с московскими гаражами – «ракушками». По распоряжению мэра их должны были бы все удалить к концу 2007 года. А воз в основном и ныне там. Кое-где, правда, муниципальные власти потрудились и принудительно их снесли. Но во дворах они по-прежнему господствуют, напоминая, что потемкинские деревни – явление, к сожалению, вполне современное.