Борис Немцов: «Власть уже на нелегальном положении...»
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
– Борис Ефимович, означает ли ваше решение, что вы сделали выбор между легальными и нелегальными методами борьбы – в пользу последних?
– Я всегда был законопослушным человеком.
– Но вы теряете трибуну для обращения к россиянам – положенную вам как кандидату.
– У меня и так ее не было. Вы знаете, что на меня существует запрет на телеканалах?
– И все же вам отводится время для прямого обращения к гражданам – помните, вы говорили, что достаточно получаса, чтобы заставить 20% аудитории голосовать за СПС.
– Мне дают всего полчаса в семь утра.
– Является ли ваш отказ следствием стойкой неспособности оппозиции объединиться, чтобы выдвинуть одного кандидата?
– Все наоборот. Я как раз для того и отказываюсь, чтобы остался один кандидат.
– Но ведь если Зюганов и Касьянов воспользуются вашим предложением, а ваш ультиматум заведомо невыполним...
– Я думаю, таким шансом и Зюганов, и Касьянов должны воспользоваться. Классный шанс – привести Россию в законодательное русло, а не в криминально-чекистское. Понимаю, что сейчас Зюганова вызовут Путин и Сурков на ковер и будут уговаривать: «Не вздумай сниматься, все простим!» Но я считаю, у Зюганова и Касьянова есть уникальная возможность привести власть в русло закона.
– Не является ли ваш отказ попыткой в направлении делегитимизации будущих выборов, как того добивается Запад от России? Вчера примерно такой же ультиматум власти предъявил Михаил Касьянов.
– Если все представители оппозиции уйдут с политического поля, тогда выборы нелегитимны – это очевидно. Власти будут вынуждены либо назначать новые выборы, либо как-то объяснять гражданам, что они натворили со страной. Меня и то и другое устраивает. Эти выборы не признают ни в одной демократической стране... Власть уже на нелегальном положении. Поскольку парламентские выборы фальсифицированы, сейчас, в рамках президентской гонки, они продолжают идти по тому же криминальному пути. Это ровно то, что надо, потому что власть абсолютно не соблюдает Конституцию, закон. Нормальный язык она не понимает, значит, с ней надо говорить на языке ультиматума.
– Есть ли у вас позитивная программа, а не просто отрицание «банды Путина–Суркова»?
– Возврат к честным выборам, отмена цензуры, отмена басманного правосудия и восстановление независимости суда, восстановление выборов губернаторов – это в политической части. В экономической: отказ от латиноамериканского госкапитализма и создание социально ориентированной экономики, основанной на среднем классе.
– Не является ли ваш ход следствием отсутствия организационного и финансового ресурса для сбора двух миллионов подписей?
– Деньги на сбор подписей были. Что касается технологии этого процесса, то процедура такова, что собрать подписи в кратчайшие сроки практически невозможно. Это правда.
Заявление Бориса Немцова
В настоящее время осталось два кандидата в президенты России от демократической оппозиции – М.Касьянов и я. Как и мои соратники по партии, считаю, что кандидат от демократической оппозиции должен быть один. Поэтому я принял решение отказаться от участия в президентской кампании.
Я обращаюсь к кандидатам в президенты от оппозиции Г.Зюганову и М.Касьянову (В.Жириновский и А.Богданов находятся под контролем Кремля) – ваше участие в кампании придает ей легитимность. Очевидно, что нынешние выборы президента, равно как и парламентские, являются чистой воды фарсом, потому что кандидаты не имеют равных возможностей для агитации, против оппозиции используются геббельсовская пропаганда, силовой и административный ресурсы. Поскольку в ваших руках легитимность выборов, предлагаю предъявить ультиматум группировке Путина–Суркова, в котором предусмотреть:
1) требование об участии в дебатах кандидата в президенты Д.Медведева;
2) обеспечение равного доступа кандидатов к федеральным телеканалам – Первому, «России», НТВ;
3) немедленную отмену так называемых стоп-листов, утверждаемых Путиным и Сурковым, согласно которым руководству федеральных телеканалов запрещается участие оппозиционных политиков (Н.Белых, В.Рыжкова, С.Глазьева, Г.Каспарова и других) в политических программах;
4) отказ власти от использования спецслужб и административного ресурса в ходе выборов.
Считаю, что отказ власти от выполнения этих четырех условий – серьезнейшее основание для вас не участвовать в выборах.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ
Что касается участия в президентских выборах, то я не исключаю принятия любых вариантов решения... если власть будет продолжать применять грязные технологии, то партия рассмотрит вопрос о моем дальнейшем участии.
Михаил Касьянов, лидер РНДС
С 8 декабря я говорил, что я не снимаюсь с выборов. Не планирую и не рассматриваю этой возможности... Если это выборы, мы идем до конца. Если это фарс, то мы в них не участвуем.