Доклад разведсообщества США, в котором сказано, что работы по ядерному оружию в Иране прекращены в 2003 году, восприняли в Америке и ряде других стран, включая Россию, как паузу, позволяющую понизить тревогу и продолжать в течение нескольких лет дипломатические усилия по урегулированию иранского ядерного кризиса.
Вместе с тем детальный анализ этого доклада может вызывать только еще большую тревогу, а не успокоенность. Это связано, во-первых, с тем, что в докладе нет ссылок на конкретные факты, подтверждающие подобный вывод, а все основано на предположениях и умозаключениях. Конечно, это можно объяснять желанием обезопасить источники информации, о чем говорили представители администрации США, когда их просили подтвердить наличие оружия массового уничтожения у Саддама Хусейна. Однако существует немало способов легендирования путей получения фактических данных. Поэтому доклад скорее всего свидетельствует о желании оправдать себя за прошлые ошибки и избежать упреков в случае силовых действий против Ирана.
Во-вторых, доклад показывает, что власти Ирана значительно сильнее обманывали МАГАТЭ и мировое сообщество, утверждая, что в стране не разрабатывается ядерное оружие.
В-третьих, что означает прекращение программы создания ядерного оружия в Иране? Может быть, это значит, что работы по созданию основных компонентов такого оружия, к которым относятся ракеты (авиабомбы), конструкция головной части для боезаряда и сам боезаряд, уже завершены?
Ракета «Шехаб-3» для ядерного оружия в Иране уже есть. И это не копия северокорейской ракеты «Нодон-1», сделанной по «скадовской» технологии, в которой использовалась связка из четырех двигателей ракет типа «Скад». В ракете «Шехаб-3», насколько известно, вместо четырех двигателей используется один мощный двигатель собственной разработки, позволивший увеличить полезную нагрузку с 1000 кг до 1300 кг при дальности 1500 км. При полезной нагрузке 500 кг для ракет такого класса дальность увеличивается примерно на 800 км. И нет серьезных препятствий для повышения дальности. Вообще же представление о том, что такие страны, как Северная Корея и Иран, способны иметь только ракеты, сделанные по технологиям советских ракет типа «Скад», – это ошибка. Можно напомнить, что в СССР еще в конце 50-х годов были разработаны ракеты средней дальности с ядерными боезарядами дальностью до 2000 и 5000 км. Считать, что подобные технологии до сих пор недоступны для других, было бы опасным заблуждением.
Не существовало никаких препятствий и ограничений для разработки в течение многих лет конструкции головной части и боезаряда. Давний эксперимент в США, при котором два физика, не связанных до этого с разработкой оружия, смогли в кустарных условиях по открытым данным смастерить ядерное взрывное устройство «пушечного» типа, лишний раз подтверждает, что для научно-исследовательских и проектных организаций Ирана решение задач такого рода не представляет сколько-нибудь серьезных трудностей.
Двум американским физикам для создания действующего взрывного устройства не хватало только оружейного урана. Чего не хватает Ирану, можно только предполагать, имея в виду категорический отказ прекратить обогащение урана в Натанзе, несмотря на две резолюции Совета Безопасности ООН. Президент Ахмадинежад заявляет, что таких резолюций может быть хоть десяток, а процесс обогащения урана будет продолжен. И число центрифуг с нынешних 3 тыс. хочет увеличить до 50 тыс.
Нельзя исключить и того, что какое-то ограниченное количество оружейного урана в Иране уже есть, и об этом, в частности, прямо указано в американском докладе. Приобрести его можно было на черном рынке ядерных технологий и материалов, подобном тому, который был образован «отцом» пакистанского ядерного оружия Кханом.
Представляется, таким образом, что успокаиваться было бы преждевременным. В сложившихся условиях действенным может быть главным образом консолидированная позиция членов Совета Безопасности ООН в принятии очередной резолюции, значительно усиливающей давление на руководство Ирана.