В середине декабря Генеральная Ассамблея ООН сделала серьезный шаг в пользу окончательной отмены смертной казни, призвав к введению повсеместно моратория на этот вид наказания и укрепив, таким образом, защиту прав человека и неприкосновенность личности. Ассамблея также обозначила серьезные сомнения в том, что смертная казнь якобы сдерживает преступность. Кроме того, Ассамблея подчеркнула опасность совершения ошибок при вынесении смертных приговоров и непоправимые последствия подобных просчетов, которые, как показал опыт, происходят даже в странах с развитыми следственными и юридическими системами.
Такое восприятие находит поддержку во всех регионах мира. По данным правозащитной организации «Международная амнистия», как минимум 133 государства отменили смертную казнь законодательно или на практике. И эта тенденция только усиливается. В июле в Руанде, стране, которая пострадала от геноцида и где людская жажда справедливости не утолена, было принято решение отказаться от смертной казни. Сделав такой шаг, Руанда продемонстрировала глубокое уважение к принципу, гласящему, что насилие не есть средство достижения справедливости.
Несмотря на эту тенденцию и несмотря на то, что 91% исполненных смертных приговоров в 2006 году пришелся на небольшую группу государств, а именно Китай, Иран, Ирак, Пакистан, Судан и Соединенные Штаты Америки, смертная казнь все равно применяется во многих странах. К сожалению, ряд государств, которые на практике соблюдали мораторий на смертную казнь, как, например, Афганистан, недавно возобновили ее применение.
Смертная казнь должна всегда рассматриваться как чрезвычайное исключение из основополагающего права на жизнь, которое имеет международно-правовое закрепление, поэтому возможность ее применения должна быть крайне ограничена. В этой связи в Международном пакте о гражданских и политических правах конкретно описаны такие ограничения. Смертные приговоры могут выноситься только в соответствии с законами, действовавшими во время совершения преступления. Они не должны выноситься в отношении несовершеннолетних и беременных женщин. В результате работы механизмов по правам человека было также уточнено, что человек должен всегда иметь возможность обжаловать смертный приговор и что осуществление смертного приговора не может быть тайным. Вдобавок методы исполнения смертного приговора должны соответствовать стандартам причинения наименьшего физического и морального страдания.
Однако слишком часто применение смертного приговора осуществляется с нарушением международных норм, таких как запрет на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также норм, запрещающих дискриминацию. Исследования выявили, что во всех странах смертные приговоры диспропорционально выносятся по отношению к бедным слоям населения. Часто риску подвергаются уязвимые группы, такие как иностранные рабочие и расовые, этнические и другие меньшинства.
Поэтому внушает надежду тот факт, что в ряде стран верховные суды и законодательные органы пересматривают вопрос о методах и масштабах применения этого вида наказания. Например, в США Верховный суд запретил исполнение смертного приговора по отношению к несовершеннолетним и пересматривает вопрос о применении смертельного яда. В декабре в Нью-Джерси была запрещена смертная казнь, и он стал первым штатом за последние 40 лет, где было принято такое решение. В Китае, по имеющимся данным, в результате пересмотра сложившейся практики Верховным судом произошло определенное снижение большого числа смертных приговоров. В Иране судебные органы приняли решение о моратории на забивание камнями, хотя его еще предстоит осуществлять.
ООН всегда выступала за отмену смертной казни или – как минимум и как временный шаг – установление ограничений на ее использование, включая мораторий. Эта принципиальная позиция также нашла свое отражение в практике ООН. Например, уставы международных уголовных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, которые были созданы по решению Совета Безопасности ООН, не предусматривают возможности вынесения смертных приговоров. Такой же подход характерен для Международного уголовного суда и для поддерживаемых ООН смешанных трибуналов.
Призыв Генеральной Ассамблеи к введению всеобщего моратория на исполнение смертных приговоров стал дополнительной и важнейшей ступенькой в естественном продвижении к полной отмене смертной казни. Основная задача сейчас и в будущем будет заключаться в практическом осуществлении этого в прямом смысле жизненно важного обещания.