0
3377
Газета Политика Интернет-версия

25.12.2007 00:00:00

Скандальная "История" дойдет до школ

Тэги: история, учебник, образование, школа


история, учебник, образование, школа Все споры об учебнике XXI века померкли перед эффективной политикой.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Завтра коллегия Министерства образования и науки рассмотрит и утвердит новый перечень учебников для преподавания в школах в будущем учебном году. Среди них и «История России. 1945–2007» – учебник, созданный на основе скандально известной «Книги для учителя» по новейшей российской истории. Корреспондент «НГ» смог лично убедиться: большинство политически ангажированных оценок «Книги для учителя» сохранены и в новом учебнике.

Создателя «Книги для учителя» Александра Филиппова, замдиректора Национальной лаборатории внешней политики (которую считают связанной с Фондом эффективной политики Глеба Павловского), его критики обвиняют в попытке оправдать сталинские репрессии и повторении главных тезисов кремлевской пропаганды. Авторы пособия и чиновники при этом утверждали: будущий учебник, предназначенный школьникам, может и не повторить учительской методички. И, более того, учебников по истории окажется несколько.

Общее их количество, кстати, держится в тайне Министерством образования и науки. В пресс-службе ведомства корреспонденту «НГ» сообщили, что комментарии по этому вопросу уполномочен давать лишь председатель экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания учебной литературы Валерий Козлов. Однако в приемной академика корреспонденту «НГ» вчера ответили, что он в отпуске.

Между тем новый учебник, составленный на основе «Книги для учителя», уже издан – еще в октябре, тиражом в 1000 экземпляров. После утверждения на коллегии Минобразования он отправится не менее чем в пять регионов, где в течение года пройдет апробация труда. По истечении этого срока учебник будет официально рекомендован школам.

Текстуальная преемственность обоих трудов видна невооруженным глазом. Иного, впрочем, и нельзя было ожидать: и «Книга для учителя», и новый учебник составляют единый учебно-методический комплект, и существенных различий в них быть не должно.

Справедливости ради – в учебник не вошла глава из пособия «Споры о роли Сталина в истории», вызвавшая жаркую дискуссию в учительской и общественной среде. Одной из причин сталинских репрессий в ней называется «стремление обеспечить максимальную эффективность управленческого аппарата», а итоги чисток представлены как «формирование нового управленческого класса, адекватного задачам модернизации в условиях дефицита ресурсов».

Но последняя глава учебника – «Новый курс России» – являет собой, по сути, лишь сокращенный и дополненный вариант главы «Суверенная демократия» «Книги для учителя», где каждое событие последних восьми лет трактуется с позиций официальной пропаганды. Как и в пособии, отмена прямых выборов губернаторов обосновывается «неготовностью исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях», продемонстрированной, по мнению авторов, захватом школы в Беслане. А «дело ЮКОСа», считают авторы, «окончательно похоронило надежды олигархов на сохранение своего контроля над Российским государством». Создатели учебника подчеркивают воспитательный характер преследования нефтяной компании: «В 2004 г. после «дела ЮКОСа» поступления федеральных налогов и сборов по сравнению с 2003 г. увеличились сразу на 133,8%».

В тексте учебника о суверенной демократии авторы утверждают: «Большинство существующих сегодня стран сознательно делегировали часть своего суверенитета международным структурам или другим государствам, получив взамен гарантии безопасности и те или иные экономические выгоды». И уже через несколько страниц приводится пример такого государства: «После свержения Шеварднадзе в конце 2003 г. и победы на президентских выборах в начале 2004 г. М.Саакашвили Грузия стала страной, полностью зависимой от США».

С точки зрения ученого секретаря отделения историко-филологических наук РАН Андрея Петрова, учебник «в итоге получился вполне нормальным»: «То, что основные моменты по последнему двадцатилетию заданы администрацией президента или кем-то еще, это неплохо. Потому что должен быть и такой тоже взгляд в государственной школе, где обучение происходит за государственный счет».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1265
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
898
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1047
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1059

Другие новости