На днях стало известно, что РКК «Энергия» разработала шесть проектов нового пилотируемого многоразового космического корабля. Два из них будут представлены на рассмотрение в Роскосмос. Это ведомство выберет окончательный вариант машины, которая должна заменить корабли типа «Союз». Подобные планы могут создать впечатление, что в космической деятельности России начались перемены к лучшему: создается новая пилотируемая техника, которая сменит «Союзы», эксплуатируемые в СССР/России с 1967 года. Но дело в том, что на современном этапе освоения внеземного пространства космические корабли оправдывают себя лишь в том случае, если служат для доставки людей и грузов либо на околоземную станцию, либо на межпланетный комплекс.
Другими словами: космический корабль – это «трап» с поверхности нашей планеты к обитаемому объекту за пределами ее атмосферы. Сейчас у РФ есть доступ к одному такому объекту – МКС. Но доступ продлится столько, сколько будет летать МКС, то есть 10 лет. Прогноз основан на опыте эксплуатации орбитальной станции «Мир» – седьмой отечественной околоземной станции. В 2001 году, к моменту, когда она была сведена с орбиты, ей исполнилось 15 лет. Последние два-три года полета «Мира» его экипаж тратил значительную часть рабочего времени на решение технических проблем.
В феврале 2001 года, когда до затопления станции в Тихом океане оставался месяц, я спросил тогдашнего генерального конструктора РКК «Энергия» Юрия Семенова, сколько еще «Мир» смог бы пролетать. «Три, максимум пять лет, – ответил он. – В корпусе модулей из-за усталости металла, находящегося под постоянным давлением воздуха изнутри, накапливаются микротрещины. В какой-то момент станция уже не сможет удерживать собственную атмосферу».
Таким образом, один из главных создателей «Мира» отвел своему детищу не более 20 лет на орбите. Но МКС с точки зрения своей архитектуры и конструкции модулей представляет собой «растолстевший» «Мир». Срок эксплуатации станции отсчитывается с момента вывода на орбиту ее первого элемента. Для МКС – с 1998 года. Вывод: при самом оптимистичном прогнозе международная станция прекратит существование к 2018 году. Новый пилотируемый корабль при условии немедленного принятия решения о его разработке, строительстве и испытаниях (что практически невозможно) раньше, чем через четыре года, готов не будет. Значит, реальная потребность в нем как в транспортном средстве для МКС закончится через 6–7 лет после начала его регулярных полетов. После этого он станет либо летать по сценариям самостоятельных миссий «Союзов» конца 1960-х – начала 1970-х годов, либо возить «космических туристов», либо обслуживать страны типа Малайзии, которые не имеют технических возможностей отправить в космос своих представителей. Ни один из этих вариантов не оправдает огромные средства и усилия, которые будут вложены в создание нового корабля.
Роскосмос же до сих не предложил крупного инновационного проекта в виде межпланетного комплекса, для обслуживания которого потребовалась бы машина лучше и больше, чем «Союз». По этой причине, даже если б МКС пролетала еще лет 20–30, потребность в новом корабле была бы все равно неочевидна, ибо с задачей доставки экипажей на станцию и обеспечения их спасательными средствами вполне справляются испытанные «Союзы».
Вне зависимости от конфигурации будущего корабля практические шаги по его созданию следует начинать лишь тогда, когда станет ясно, к какому пилотируемому комплексу он станет доставлять людей и грузы. В противном случае постройка преемника «Союза» уподобится сооружению дорогостоящего трапа для несуществующего океанского лайнера.