Губернаторы потребовали от Кудрина денег на исполнение президентских обещаний.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Владимир Путин провел итоговое заседание Госсовета, где обсуждались результаты реализации Послания президента Федеральному собранию. Резонно было ожидать, что основным действующим лицом станет будущий преемник, куратор нацпроектов Дмитрий Медведев. Но главным героем встречи президента с губернаторским корпусом на самом деле оказался министр финансов и шеф пребывающего в «Лефортово» Сергея Сторчака Алексей Кудрин. В присутствии значительной части российской политической элиты Путин сказал все, что он думает о росте инфляции, а также потребовал пересмотреть трехлетний бюджет, любимое детище министра.
Пришедшие на встречу губернаторы были спокойны и расслабленны, ибо самой интриги больше не существовало. Президент Чечни Рамзан Кадыров пообещал, что Дмитрий Медведев получит в Чечне на президентских выборах 100%. «А как же демократия?!» – наивно удивилась корреспондент «НГ». «А какая демократия?» – удивленно переспросил Кадыров. «Ну, там Зюганов, например┘» – осторожно намекнула я на необходимость хоть какой-то иллюзии демократии на Северном Кавказе. Но спорить на эту тему было бессмысленно.
Валентину Матвиенко в лиловом костюме имело смысл спрашивать только об одном – угадала ли она, когда написала на бумажке имя будущего президента России. Ту бумажку она, как известно, положила в сейф. «Я вскрою после выборов! Все: сургуч┘ печать там есть┘ Перед камерами», – заговорила питерская градоначальница, сияя от счастья. У меня уже не было никаких сомнений, чье имя написала Матвиенко на бумажке.
А вот губернатор Пензенской области Василий Бочкарев не то в шутку, не то всерьез поделился сокровенным. «Ложишься спать королем Франции, а просыпаешься – думаешь, хорошо, что голова на месте», – рассказывал он о тяжелой работе главы региона.
Действующего президента в отличие от преемника губернаторскому корпусу пришлось подождать. А Юрий Лужков, на зависть коллегам, успел перекинуться с будущим начальником парой слов. Наконец, вошел начальник нынешний. «Справа кудри токаря, слева – кузнеца┘» – национальный лидер процитировал «Вечер тихой песнею над рекой плывет» и оглядел своих ближайших соседей – Дмитрия Медведева и Виктора Зубкова. Известно, что следующая строчка этой песни: – «Кто из них желаннее, руку жать кому/ Сердцем растревоженным так и не пойму». Мне казалось, что президент пытался внести ненужную сумятицу в уже было успокоившиеся головы представителей губернаторского корпуса. Но оказалось, что ключевое здесь слово «кудри», то есть Кудрин.
Путин рассказал о достижениях текущего года, упомянув про успешное проведение «демократических выборов». «Я сейчас не говорю, что нам не удалось сделать┘ – медленно проговорил Путин, – вопросы, связанные с развитием макроэкономических показателей, являются актуальными... Если мы будем и дальше разгонять инфляцию, все наши усилия уйдут в свисток». Президент посмотрел в сторону министра финансов Алексея Кудрина. Всего несколько минут назад Кудрин пытался объяснять журналистам, почему новые социальные расходы, о которых заявил глава государства на съезде «Единой России», не приведут к новому всплеску инфляции. Экономисты, заметим, считают, что именно это неизбежно и произойдет.
Затем Путин и губернаторы выслушали главу рабочей группы Госсовета, губернатора Липецкой области Олега Королева и министра экономического развития Эльвиру Набиуллину, заявившую, что такими темпами в России будут строить дороги 270 лет. За это время действующий президент успел поговорить с Виктором Зубковым и Дмитрием Медведевым, а также подозвать к себе главу Минфина, у которого сегодня, похоже, не сложился день.
Дмитрию Медведеву время думать о рейтинге, а не о заоблачных высотах инфляции в будущем году. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Настало время предоставить слово преемнику. «Мы знаем, что нацпроекты развиваются», – отметил национальный лидер, вспомнив свою беседу с врачами «скорой помощи». «Не только больных страшно укладывать на эти машины. Самим страшно там ездить! – сказал Путин. – Ситуация кардинально поменялась!» После вступительного слова шефа главный куратор нацпроектов кратко отчитался об их успехах.
Снова пришла очередь Кудрина. «Некоторые губернаторы прислали записку. Она обращена к министру финансов┘» – президент снова посмотрел в сторону главы Минфина. По словам Путина, региональные начальники хотели бы «с учетом роста инфляции обеспечить интересы граждан страны». Он сказал, что наши бюджеты сверстаны. «Значит, мы должны будем пересмотреть федеральный бюджет», – потребовал Путин, который месяц назад на встрече в Красноярске сказал, что «каждая строчка в нем выверена и просчитана». Для Кудрина, который, по мнению близко знающих его людей, защищает государственный бюджет, как свои собственные деньги, заявление о пересмотре трехлетнего бюджета было ударом.
«Нужно посмотреть, что подправить и вам, и нам. Не будет никакого развития, если мы людей надувать будем. А доверие граждан к власти – это главный ресурс развития!» – грозно произнес глава государства. И мне на секунду показалось, что я присутствую на Форуме сторонников «Единой России». Минфин должен помочь некоторым регионам, продолжал далее Путин. «Не буду называть цифры, они будут большими», – отметил глава государства, добавив, что все будет распределяться «по определенной методике».
К пересмотру бюджета больше не возвращались. Президент Башкирии Муртаза Рахимов потребовал сократить количество федеральных чиновников в регионах, поскольку эти люди слишком много «проедают». «Сокращаем, согласен», – успокоил Рахимова Путин. А губернатор Краснодарского края Александр Ткачев в силу своего разумения потребовал избавить высшее образование от излишней теории. «Лучше быть классным токарем, чем посредственным юристом», – отметил оратор. После этой фразы можно смело прогнозировать интересное развитие процедуры с переутверждением Ткачева при новом президенте.
В заключение президент напомнил региональным лидерам о наступающем «ответственном этапе». На этот раз он не просил обеспечить явку избирателей, а лишь «свободное волеизъявление граждан», а также «бесперебойную административную и экономическую деятельность» на период выборов.
Президент России объявлен человеком года по версии журнала Тime
Американский журнал Time назвал президента России Владимира Путина человеком года. Издание предпочло его другим кандидатам, среди которых были, в частности, бывший вице-президент США Эл Гор, получивший в этом году Нобелевскую премию мира, британская писательница Джоан Роулинг, автор книг о Гарри Поттере, и председатель КНР Ху Цзиньтао. Объясняя решение редколлегии журнала, его ответственный секретарь Ричард Стенгел сказал, что выбор пал на человека, который «проявил исключительное мастерство в руководстве страной, которую он принял и привел к стабильности». Журнал Time ежегодно избирает человека года перед наступлением Нового года.
Выдержки из интервью Владимира Путина журналу Time:
«Мы полностью избавились от многомиллиардных долгов, накопили огромные ресурсы. У нас рост реальных, за вычетом инфляции, доходов населения в среднем ежегодно составляет примерно 12%. Это самое главное для меня».
«Я для себя еще не принял решение, буду я претендовать на должность председателя правительства или нет. Если да, то я намерен буду исполнять в рамках Конституции и закона только те полномочия, которые возложены на главу правительства РФ, – заниматься текущими экономическими и социальными проблемами: дорогами, жильем, образованием».
«Россия такая страна, которая так же, как и Соединенные Штаты, нуждается в сбалансированной, но сильной президентской власти. И я категорически против того, чтобы ущемлять конституционные права президента России. Думаю, что это было бы вредно».
«Гражданское общество является недостаточно развитым, и в этих условиях, как только человек путем различных инструментов, которые оказываются у властей предержащих и у тех, у кого много денег, забирается в губернаторское кресло, у него сразу начинается отрыв от этого самого населения, с помощью которого он якобы попал в эти властные структуры, а влияние на него других государственных институтов является минимальным».
О либеральных партиях: «Вы посмотрите результаты выборов – 0,9%, они и 1% не набрали. Как это может беспокоить? В политическом плане нет никаких беспокойств. Дело ведь совершенно не в этом! Дело в том, что я смотрю на это, как на инструмент иностранных государств для вмешательства во внутриполитические дела России».
«Горбачев сделал первый шаг, а Ельцин завершил этот переход – я считаю, исторический, очень важный для России и российского народа. Они, и прежде всего Ельцин, конечно, дали России свободу, это абсолютно безусловное историческое завоевание эпохи Ельцина».
«Навязывание каких-то новых государственных образований является совершенно бессмысленным, если на то нет воли собственно народа той или другой страны».
«Россия не собирается вступать в военно-политические блоки, чтобы ограничивать свой суверенитет, потому что участие в таком блоке – это, безусловно, ограничение суверенитета».
«Мы хотим иметь добрые отношения не только с Соединенными Штатами, а со всеми странами, в том числе со странами – членами НАТО и с организацией как таковой».