Подошел к концу 120-дневный срок переговоров между Белградом и Приштиной при посредничестве международной «тройки», сформированной из представителей России, Евросоюза и США. Переговорный процесс начался в 2005 году, состоялось 15 раундов прямых переговоров и 26 визитов в регион. В течение этого времени были предприняты все возможные попытки найти решение, удовлетворяющее обе стороны.
Великобритания совместно с партнерами по ЕС действовала с искренней надеждой, что компромисс может быть достигнут, тесно работала и с Белградом, и с Приштиной, призывая их к конструктивным действиям. Но, к сожалению, даже после того, как все возможные варианты были испробованы, различия в позициях сторон остались слишком значительными, и достижение взаимоприемлемого соглашения оказалось невозможным.
Россия – наш важный партнер в решении многих серьезных международных проблем. Будучи членом «пятерки» постоянных членов Совета Безопасности ООН, Контактной группы по Косово и «тройки» международных посредников, Россия с самого начала участвовала в переговорах о статусе Косово. Мы делали все, что могли, для того, чтобы учесть пожелания российской стороны, и готовы продолжать поиск жизнеспособного решения совместно с Россией и сейчас. Безусловно, решение проблемы под эгидой Совета Безопасности ООН – наиболее желательно. К сожалению, этот путь оказался заблокирован.
Тем не менее дальнейшее промедление в решении этой проблемы не принесет пользы. Как заявил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, существующее положение в Косово неустойчиво. Это мнение было поддержано всеми членами Контактной группы, включая Россию, в совместном заявлении на уровне министров иностранных дел от 27 сентября 2007 года. В этом же заявлении подчеркивалось, что скорейшее принятие решения о статусе Косово абсолютно необходимо для обеспечения стабильности и безопасности не только на Балканах, но и в Европе в целом. Оно должно быть найдено безотлагательно.
Без определения статуса Косово не может остаться в прошлом межнациональный конфликт, разгоревшийся в 1990-х; он вызвал огромные человеческие страдания, памятные всем. Решение этой проблемы – последней, оставшейся не решенной после распада Югославии, – увеличит наши возможности поддержания мира и безопасности в регионе. Что, в свою очередь, создаст благоприятные условия для экономического развития Косово и Сербии, а также для осуществления реформ, направленных, например, на борьбу с организованной преступностью. Важно и то, что это решение станет шагом на пути движения региона к тому, чтобы стать частью Европейского союза, со всеми будущими позитивными результатами этого шага для народов Косово и Сербии.
14 декабря Совет Евросоюза ясно продемонстрировал, что страны ЕС едины в своем намерении играть ведущую роль в урегулировании конфликта в Косово. Мы твердо верим, что наиболее приемлемым выходом из сложившейся ситуации является «наблюдаемая независимость» Косово, основанная на плане Ахтисаари. В соответствии с планом в Косово будут созданы условия для сербов, подразумевающие, в частности, соблюдение прав меньшинств и защиту религиозного наследия. Мы считаем, что резолюция 1244 Совета Безопасности ООН послужит прочной правовой базой для осуществления плана Ахтисаари.
Я надеюсь, что Россия подойдет к этой проблеме со всей ответственностью, использует свое влияние и на Балканах, и в этом регионе в целом конструктивно. В частности, насущно необходимо, чтобы косовский вопрос не оказал влияния на другие, не связанные с ним области международных отношений.
Я твердо верю, что разрешить эту жизненно важную проблему, влияющую на безопасность и стабильность в Европе, обеспечить лучшее будущее для народов Косово и Сербии – в интересах России. Это историческая возможность поставить точку в трудной главе недавней европейской истории. Было бы ошибкой не воспользоваться ею.