Вчера съезд «Союза правых сил» подводил итоги провальной для партии парламентской кампании. По итогам «работы над ошибками» правые решили, не покидая политической арены, выдвинуть своего кандидата в президенты, а также сформировать на базе СПС новую политическую структуру, претендующую на объединение всех демократических сил.
Буквально первым, кто встретился журналистам в концертом зале гостиницы «Измайлово», оказался лидер СПС Никита Белых. Вернее, к этому моменту он уже не был лидером партии. Как выяснилось, перед самым началом съезда Белых, а также все остальные члены федерального политсовета сложили свои полномочия. В разговоре с прессой Белых посоветовал не распускать ложных слухов о банкротстве партии и подчеркнул, что «никаких проблем финансового характера у СПС нет». Однако чуть позже лидер правых заявил прямо противоположное. «У нас не будет денег, – сообщил он своим соратникам. – Нам предстоит научиться собирать понемногу из тысячи источников». Белых также пообещал вернуться к практике членских взносов.
Вчерашний съезд СПС был более представительным, чем предыдущие мероприятия. На нем появился даже глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, в последнее время не принимавший особого участия в жизни родной партии. Настроение у делегатов было боевое, несмотря на низкий процент голосов, набранный по итогам выборов, – 0,96%. Белых в своем обращении к партийцам поставил партии по итогам выборов двойку и выразил сожаление, что СПС слишком поздно занял жесткую позицию по отношению к власти. «Мы потерпели поражение, потому что на протяжении нескольких лет страна не чувствовала нашей работы, – отметил Белых. – Нам нужна работа на уровне общественных приемных, дискуссионных клубов, кружков, семинаров. Христианство тоже распространялось без помощи телевизора». «Мы не гонялись за мифическими цифрами, – подвел итоги своей работы на посту руководителя штаба СПС Антон Баков. – Мы заработали моральный капитал».
Всеобщее воодушевление достигло апогея во время выступления диссидентского «дуэта» в лице Владимира Буковского и лидера «Демократического союза» Валерии Новодворской. «Вы выиграли парламентские выборы, теперь надо выиграть президентские, – под дружный хохот и овации заявила Новодворская, прямо с трибуны записав в диссиденты всех руководителей СПС, включая Чубайса. Последний, по ее мнению, действует как «Штирлиц, который не боится быть под колпаком у Мюллера».
Между тем глава РАО «ЕЭС» предпочел остудить пыл своих единомышленников. «У меня сложилось впечатление, что мы не выиграли выборы, а проиграли, – напомнил Чубайс. – Причем потерпели второе поражение подряд». Впрочем, обвинять партийцев в провале он не стал, а сосредоточился на критике «Единой России» и «ее нового лидера». «Нас назвали партией олигархического реванша, – отметил негласный лидер СПС. – Хорошо, что нас не слышат Борис Ельцин, Анатолий Собчак и все те, кто отдал свою жизнь, чтобы вытащить страну». Чубайс недвусмысленно предостерег действующего президента: «Если ты плюешь в своих предшественников, будь готов к тому, что этому примеру последуют твои преемники». Заканчивая выступление, Чубайс предложил соратникам «не спешить» и не делать скоропалительных выводов, «с улыбкой сжать зубы и двигаться в гору, не повторяя допущенных ошибок».
В течение съезда делегаты должны были решить вопрос давно назревавшего ребрендинга партии, избрать новое руководство и выдвинуть своего кандидата в президенты. Последнее было формальностью, так как на прошлом заседании федерального политсовета было решено остановиться на кандидатуре Бориса Немцова. Съезду было предложено переименовать СПС в Конституционно-демократическую партию России, избрав в качестве символа партии быка. Что касается нового состава федерального политсовета, то на момент подписания номера в печать итоги голосования еще не были известны. Однако опрошенные корреспондентом «НГ» делегаты не сомневались, что особых изменений в нем не произойдет: Никита Белых, Леонид Гозман, Антон Баков сохранят свои позиции. Такой же вывод можно было сделать из выступления Чубайса, настоявшего на сохранении работоспособной команды. «Ни один не предал и не продал. Это абсолютная ценность, которую нужно сохранить», – подчеркнул глава РАО «ЕЭС».