Выборы в Государственную Думу РФ-2007 поставили множество вопросов. Но на далекой периферии дискуссий остались ключевые проблемы: какова стратегия развития России на ближайшие десятилетия и какова программа действий на годы ближайшие?
Ответа не дано. Но есть сюжет, достойный обсуждения. Речь идет о проекте с условным названием «Россия-2020», то есть о плане социально-экономического развития страны на ближайшие 12 лет, предварительные контуры которого уже обозначены и который частично опубликован.
Появление этого проекта – несомненно позитивное явление. Впервые за последние 15 лет указаны ориентиры: вхождение в пятерку наиболее развитых экономик мира, выход на высокий уровень доходов населения, интенсивное развитие высоких технологий и так далее. Фактически заявлена долгожданная идея исторического прорыва. Но эта идея должна подкрепляться реалистичным поэтапным планом продвижения к цели. В противном случае велика вероятность повторения ситуации с программой построения коммунизма за 20 лет, выдвинутой Никитой Хрущевым в 1961 году.
Сегодня же очевиден разительный контраст между современным состоянием страны и предлагаемым образом России-2020. Поэтому главная задача – как добиться резкого роста объема общественного труда и как придать ему новое качество, отвечающее вызовам времени?
Печально, но факт: российское общество в современном его состоянии не способно реализовать амбициозные проекты. Тот факт, что современная политика исходит лишь из интересов отдельно взятых потребителей, нетрудно доказать. Декларации о формировании мощного среднего класса не реализованы. И по качественным и количественным показателям класс получился много ниже среднего. А вот поляризация общества, разделенного на большой класс «выживающих» и малый класс «обогащающихся», достигла недопустимых значений. Показателен, в частности, рост числа долларовых миллиардеров с 5 в 1999 году до 60 в 2006 году.
Поразительно откровенно высказывание министра образования и науки Андрея Фурсенко, который, выступая перед участниками движения «Наши» на озере Селигер, говорил, что главное – «взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, придуманные другими» («ЛГ» 8–14.07.07). При таких взглядах крупного деятеля неудивительно, что тема разумной организации труда (и рынка труда в частности) выпала из общественного сознания, а само слово «труд» вошло в разряд архаизмов.
В эпоху экономики знаний и высоких технологий главный ресурс развития – люди. Сегодня вновь актуален лозунг «Кадры решают всё». Каковы кадры, таково и всё – как настоящее, так и будущее. Стартовые условия крайне неблагоприятны. Налицо острейший кадровый дефицит практически во всех сферах деятельности, не приносящих больших и быстрых денег. Хуже того, катастрофически ускоряется процесс кадровой деградации, поскольку отсутствуют стимулы к производительному труду.
Возникла ситуация исторического цейтнота. Либо в ближайшие три-пять лет произойдет полный кадровый провал во всех сферах и тогда о глобальных проектах придется надолго забыть, либо будет реализована динамичная программа развития человеческого потенциала России – процесс, сопоставимый с незаслуженно забытой культурной революцией в СССР. Соответственно либо проект «Россия-2020» будет пронизан идеей человеческого измерения реформ, либо мы получим очередной продукт госманиловщины и высокой технологии с увлекательнейшим названием «распил денег».
Разумеется, программы развития человеческого потенциала (а по индексу РЧП Россия сейчас на 67-м месте в мире) требуют и больших дискуссий, и большой работы. Но три тезиса представляются бесспорными.
1. Подлинно приоритетными должны стать здравоохранение, образование, культура, наука.
2. Проект «Россия-2020» должен иметь вдохновляющее начало, и, следовательно, необходимы самые серьезные меры по включению системы стимулов и мотивации к труду. Для этого, конечно, придется ликвидировать безумные перекосы в цене труда и перекосы в структуре рынка труда. Особая проблема – восстановление системы социального лифта, обеспечивающей равные возможности и гарантии выстраивания ясных и перспективных жизненных траекторий независимо от имущественного ценза, места жительства, национальности.
3. Высокий профессионализм немыслим без интеллектуальной свободы и свободы творчества, без активных профессиональных сообществ. Поэтому управление проектом «Россия-2020» может осуществляться только на демократических началах.
Общий вывод таков: необходима решительная смена курса во внутренней политике. Если, конечно, руководствоваться здравым смыслом.