Когда нет графы «против всех», остается портить избирательные бюллетени.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В сознании российского избирателя, видимо, произошла революция. Думские выборы запомнятся не только заоблачной явкой, но и значительным уменьшением числа испорченных бюллетеней. Сдвиг в сознании протестного электората случился в рекордно короткие сроки: весной количество недействительных бюллетеней на выборах превышало 6%, итог 2 декабря – примерно 1,1%. Эксперты разводят руками: особенно «загадочным» выглядит это на фоне исчезновения графы «против всех».
Количество недействительных бюллетеней на этих выборах – 759 929 шт из 68,8 млн. В 2003 году при кандидате «против всех», за которого проголосовало 4,7% населения, недействительными были признаны 948,4 тыс. бюллетеней (1,6%).
Член ЦИКа Евгений Колюшин затруднился с ответом на вопрос, куда мог подеваться протестный электорат. А его коллега Елена Дубровина высказалась в том духе, что, возможно, люди исправились и осознали необходимость сохранения курса Путина: «Многое зависит от личности, которая идет в списке, и от важности момента». Один из наблюдателей рассказал «НГ» об отношении к великим личностям во время голосования в Москве 2 декабря. Некий избиратель зачеркнул столичную тройку единороссов и написал против фамилии их морального лидера слова – «Только за Путина!». Однако ему это не помогло – бюллетень все равно был отложен в папку бракованных. Кроме того, по мнению Дубровиной, осознание того, что портить бюллетень – это плохо, могло остановить людей, после чего они и задумывались, кому же отдать свой голос.
Впрочем, оба члена ЦИКа согласилась с доводами «НГ», что раз графы «против всех» не стало, то количество испорченных бюллетеней должно было увеличиться или же должна была уменьшиться явка.
Судя по немногочисленным исследованиям социологами настроений россиян, а в последнее время социологические центры обходят эту тему, причин для почти полного исчезновения протестного электората нет. По словам ведущего сотрудника Аналитического центра Юрия Левады Леонида Седова, в целом выявить голосующих против всех либо сознательно портящих бюллетени в знак протеста сложно. Но, судя по последним данным Левада-Центра, которые относятся к президентским выборам, об исчезновении протеста говорить рано. Например, из опрошенных граждан уверены в том, что они не будут принимать участие в выборах, – 7%, а еще 5,5% – находятся в сомнениях. Что касается причин подобного отношения к выборам, то ответы такие: не верю в нынешних политиков – 15%, ни один из возможных кандидатов не выражает мои интересы – 4,5%, а по причине недоверия избирательной системе – 1,5%.
Конечно, надо учитывать, что на персональных выборах (президентских или депутатов-одномандатников) доля протестующих выше, но не настолько. Однако нынешняя аномалия заставляет разводить руками и видавших виды экспертов.
На мартовских региональных выборах, где списки возглавляли те же губернаторы, количество недействительных бюллетеней превысило 6-процентный рубеж. По словам Кынева, в Дагестане оно составило, например, 1,4%, в Республике Коми – 6,07%, Ставропольском крае – 4,83%, Вологодской, Московской, Псковской областях – соответственно 3,5; 3,1 и 5%.
Вот мнение политолога Александра Кынева: протестный электорат бывает нескольких видов, но в основном это активный социальный протест людей, недовольных своей жизнью, и он не может исчезнуть в условиях, когда все причины есть для обратного. Явка выросла, графа «против всех» исчезла, выбор партий сократился, давление на избирателей усилилось, оппозиция вела кампанию по порче бюллетеней, да и рост цен на продукты накануне выборов вряд ли мог снизить накал страстей и стабилизировать электорат.
«Позитивная для власти трактовка этой ситуации: народ осознал, что портить бюллетени бесполезно, и скрепя сердце голосовал за кого-то «назло врагу», – говорит эксперт. – Однако напрашивается и другое предположение: в ходе выборов произошло что-то с сортировкой бюллетеней. Чуров же призывал «перечеркивать бюллетень», и если при этом квадратики были свободны, то в них можно было поставить нужную галочку. Ведь решает, признать бюллетень испорченным или нет, сама низовая комиссия».
Напомним, в сентябре председатель Центральной избирательной комиссии России Владимир Чуров в эфире радио «Маяк» заявил, что у россиян есть возможность голосовать против всех кандидатов, несмотря на отсутствие соответствующей графы в бюллетенях. По словам Чурова, для выражения недоверия всем участникам выборов достаточно «перечеркнуть наискосок бюллетень и опустить его в ящик для голосования». Между тем по закону, бюллетень может быть признан недействительным, если в нем более одной отметки.