10 декабря во всем мире – День прав человека. А вот многие в Нижнем Новгороде в понедельник почему-то отмечали День прав животных. Видимо, защищать звериные права сегодня проще и безопаснее, чем права человеческие.
В этот день на главной улице города Большой Покровке прошел специальный пикет в поддержку четвероногих братьев и сестер. Его участники надели звериные маски, уши, развернули плакаты и раздавали листовки, предлагавшие отказаться от меховых вещей и помочь бездомным собакам. Прохожие, обычно сторонящиеся разнообразной рекламной продукции, эти бумажки принимали благосклонно. На общем фоне довольно одиноко смотрелись две девушки из Нижегородского правозащитного союза и молодежной правозащитной группы «Поволжье», предлагавшие листовки в защиту не звериных, а человеческих прав. Примечательно, что именно к ним подошли милиционеры, следящие за порядком в месте проведения пикета, чтобы проверить содержание их агиток. «Что это у вас сапоги натуральные, кожаные, если вы за права животных», – с упреком сказали они не то в шутку, не то всерьез, подозрительно покосившись на кожаные сумки.
В последнее время правозащитная деятельность некогда активных в Нижегородской области общественных организаций стала практически незаметной. В регионе активны до сих пор только Нижегородский комитет против пыток и солдатские матери, но правозащитное поле, в котором они действуют, довольно жестко ограничено. Сами члены комитета признают: «2007 год не принес заметных достижений в обеспечении прав нижегородцев, ситуация с их соблюдением продолжает ухудшаться и захватывает все новые области гражданских прав».
Сыграл свою роль и уголовный процесс против известного правозащитника Станислава Дмитриевского. (Он был осужден на два года условно.) И шумные одномоментные акции транспортной и областной милиции по изъятию компьютеров у ряда местных правозащитных организаций в поисках нелицензионного программного продукта. И показательно жесткие действия ОМОНа, пресекшего на корню первый в городе марш несогласных весной. И неудачно проведенный последний марш 10 ноября, главными участниками которого стали журналисты и милиционеры, а немногие оппозиционеры были схвачены омоновцами.
Так что в последнее время акции протеста в Нижнем Новгороде проводятся именно в защиту животных. Таким мероприятиям власти пока не препятствуют, а неравнодушные представители общественности имеют возможность хотя бы таким образом встать на сторону справедливости: пусть хоть звериной, если не человеческой. Только в декабре состоялось уже три подобных пикета: два были направлены против «жестокого обращения и убийства лабораторных мышей, лягушек», а третий – уже общей, животно-правозащитной направленности. «Если бы мы заявили пикет в защиту прав человека, нам бы пришлось проводить его где-то на окраине города, в центр бы точно не пустили», – призналась участница акции Ирина Козловских.
Чтобы не выглядеть окончательными безумцами, нижегородские правозащитники и решили использовать в своих акциях эзопов язык, смешали политический перформанс с баснями про зверюшек. Развернули войну в защиту мышей и лягушек с тайным подтекстом. «И тот, кто снова загоняет нас в подполье, не подозревает, с какими профессионалами он имеет дело!» – цитирует Жванецкого Ирина Козловских. Вот и акции у ворот вузов, по оценкам правозащитников, направлены не столько против жестокого обращения с животными, сколько за право самих студентов не участвовать в проведении негуманных опытов. По словам представительницы Нижегородского правозащитного союза Ольги Чеботаревой, если человек проникнется ощущением ценности всего живого, он и к правам человека будет относиться бережно.
Понятно, что несчастные звери не оставят равнодушным ни одно любящее сердце. А вот с защитой прав человека в российских сердцах все не так однозначно. Есть в этом занятии что-то подозрительное. Мерещатся за ним призраки западных денег и прочей нечисти. Ведь с правами человека у нас в стране все в принципе хорошо, у нас даже официальные уполномоченные по правам человека есть. Вот и 10 декабря в Нижнем Новгороде Василий Ольнев, официальный омбудсмен при губернаторе, провел совещание по случаю такой даты. И сообщил, что в Нижегородской области к нему стали обращаться в этом году в полтора раза чаще, чем в прошлом: «Не потому, что ситуация с гражданскими правами стала хуже, – конечно, нет, – а потому, что люди стали просвещеннее и смелее».