В среду, 5 декабря, в 12.00 президент России Владимир Путин отправил в Мировой океан – в северо-восточную часть Атлантики и Средиземное море отряд кораблей Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером (ТАКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Цель похода – обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана и создание условий для безопасного российского судоходства. Всего в нем примут участие четыре боевых корабля и семь вспомогательных судов, а также 47 самолетов, 14 из которых принадлежат стратегической авиации, и 10 вертолетов.
Вся эта группировка проведет три тактических учения с практическими и имитационными стрельбами. В том числе и с кораблями иностранных ВМС. Запланированы заходы в 11 портов шести стран. Руководит походом вице-адмирал Николай Максимов, который 20 ноября назначен командующим Северным флотом.
В Главном штабе ВМФ разъяснили, что под термином «обеспечение безопасности судоходства» нужно понимать проведение учений по отработке соответствующих действий по защите кораблей и судов обеспечения от нападения террористов.
Последний раз единственный в России авианосец «Адмирал Кузнецов» ходил в Атлантику и Средиземное море двенадцать лет назад – в 1995 году. И, как утверждают очевидцы, едва вернулся. У него потекли паровые котлы, обеспечивающие кораблю ход.
Бывший командующий Северным флотом (1992–1999) адмирал Олег Ерофеев в беседе с обозревателем «НГ» сказал, что «приветствует этот поход». «Очень хорошо, что наши корабли стали выходить в океан, – заметил адмирал. – Но в то же время я хотел бы предостеречь его организаторов от шапкозакидательских настроений. Он должен быть очень хорошо организован и обеспечен. Как с материальной стороны, так и с точки зрения профессиональной подготовки людей». Адмирал Ерофеев не назвал нам «цену похода». «Сколько это будет стоить сегодня, сказать невозможно». Но разговор может идти, согласился бывший командующий СФ, о миллиарде, если не больше, рублей.
Порядок этих цифр подтверждают и иностранные источники. Подобный поход американской многоцелевой авианосной группы стоит миллион долларов в сутки. А на вопрос «НГ», за счет каких бюджетных расходов планируются такие учения, в Министерстве обороны, как всегда, отвечают: за счет средств, отпущенных на боевую подготовку. Правда, депутат Госдумы Николай Безбородов сказал «НГ»: «Эти учения не являются плановыми. То есть деньги на их проведение не были заранее заложены в бюджет. Решение на их проведение принято внезапно». Парламентарий отметил, что деньги на учения проходят по статье бюджета «Учебно-боевая подготовка», и посетовал: «Значит, что кто-то другой свою боевую подготовку должен будет сократить».
Один из адмиралов, имя которого мы не называем по его просьбе, сказал нам следующее: «Если этот поход организован для повышения имиджа отдельных политиков и не обеспечен всем необходимым как положено, то грош ему цена. На халтуру такую операцию проводить недопустимо. Да и два корабля охранения для авианосца – это блеф. У американцев в многоцелевой авианосной группе (МАГ), как правило, 7–8 кораблей охранения, включая тяжелые крейсера и атомные подводные лодки, как стратегические, так и многоцелевые. «Бряцать оружием» в том регионе, где находится 2-й и 6-й американские флоты, насчитывающие до сотни надводных кораблей, несерьезно».
Есть ли в составе российской МАГ атомные подводные лодки, стратегические и многоцелевые, на этот вопрос получить ответ невозможно. Наши официальные источники в военном ведомстве оставили этот вопрос без комментариев. Но специалисты знают: многоцелевые авианосные группы, как правило, кроме многих других задач, которые они выполняют, служат еще и для прикрытия районов развертывания стратегических подводных лодок с ракетами на борту. Это одна из главнейших задач таких соединений надводных кораблей. И, видимо, нужно предполагать, что вместе с «Кузнецовым» или недалеко от него такие АПЛ где-то находятся. Трудно себе представить, что российские адмиралы не используют редкую возможность – выход в океан отечественного авианосца, – чтобы не потренироваться. Словом, на войне как на войне.
Заметим, что направление в океан такой сравнительно большой для сегодняшнего российского ВМФ группировки кораблей (в ней, кстати, нет ни одного плавсредства, построенного в последние пятнадцать–семнадцать лет) – это не только большой риск и ответственность, но и, видимо, серьезный политический пропагандистский ход.