Вчера наблюдатели от Парламентской ассамблеи Совета Европы и ОБСЕ распространили заявление, в котором прошедшие в России думские выборы называются несправедливыми, однако результат и его легитимность под сомнение не ставятся. Не приводится и каких-либо конкретных примеров нарушений в ходе голосования. Все пункты недовольства относятся не к самому голосованию и его подсчету, а к политической системе России.
Отмечая хорошую организацию выборов, европейские парламентарии в качестве основных недостатков обращают внимание на отсутствие реальной политической состязательности и чрезмерно благоприятное освещение в СМИ действий «Единой России».
Очевидно, что основные претензии наблюдателей к российскому избирательному законодательству – чисто пропорциональная система, высокие барьеры для малых партий, запрет на формирование избирательных блоков и коалиций. Но эти претензии давно известны, и ничего нового по этому поводу мы не услышали.
Появился, правда, и новый тезис – злоупотреблением называется «слияние государства и политической партии» как противоречащее российским обязательствам по ОБСЕ.
Под последним понимается участие Владимира Путина в кампании «Единой России», хотя он не является членом этой партии, и присутствие в избирательных списках ЕР губернаторов.
Это обвинение звучит странно. В демократических странах главы государств и правительств напрямую участвуют в избирательных кампаниях на стороне своих партий. Это нормальная демократическая практика: ты лидер партии, иди и защищай ее платформу, будучи у власти.
Президент США активно ведет агитацию в пользу кандидатов от своей партии на выборах в Конгресс и в региональные и местные органы власти. А когда президент переизбирается сам, то слияние государства и политической партии прочнее не бывает – Белый дом превращается в избирательный штаб. Было время, когда самым могущественным американским чиновником был советник президента Буша по выборам Карл Роув – без его заключения, как это все повлияет на результат выборов, не проходила ни одна государственная инициатива. Даже «война с терроризмом» была сформулирована как тема избирательной кампании Буша.
В Великобритании, где все правительство – члены парламентского большинства, премьер-министр лично решает, в какой момент назначить следующие парламентские выборы. Соцопрос показывает плохой рейтинг правящей партии – можно подождать с голосованием, рейтинг резко пошел вверх – все на выборы. И это не сращивание государства и правящей партии?
Примечательно, что конкретных претензий к российским властям наблюдатели ПАСЕ и ОБСЕ не предъявляют. Да, есть ссылки на «сообщения о преследовании оппозиционных кандидатов, конфискацию избирательных материалов и утверждения о возможном злоупотреблении открепительными талонами», но конкретных фактов не приводится. Да, возможно, что КОИБы, как отмечают наблюдатели, не обеспечивают полной тайны голосования – бюллетень в них вставляется в развернутом виде, и всем видно, как проголосовал избиратель. Ну так на следующих выборах вокруг КОИБов можно будет поставить ширмочки. Не проблема.
Вице-президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Киммо Кильюнен отметил некоторые «национальные особенности» голосования в России: «Это были нормальные выборы, мы посетили десять участков в Москве. Были некоторые технические ситуации. Многие люди не соблюдают тайну голосования. Они голосуют не в кабинке, и каждый может увидеть, какой партии они отдают свой голос. Люди голосуют семьями. Конечно, люди так поступают добровольно. Это, вероятно, старая российская традиция: люди не считают, что тайна голосования важна».
В общем, предъявить Москве Западу по большому счету нечего. Возможно, поэтому США и Евросоюз пока воздерживаются от официальных оценок российских выборов. Заявление пресс-секретаря Совета национальной безопасности США Гордона Джондро было сравнительно мягким. В нем содержался лишь призыв к российским властям провести тщательное расследование всех слухов о нарушениях выборного законодательства, при этом легитимность результата выборов под сомнение не ставилась. Примерно в таком же духе высказался и министр иностранных дел Германии Вальтер Штанмайер, подчеркнув одновременно необходимость развивать диалог с Россией.
Из этого ряда выбивается лишь вчерашнее заявление генсека НАТО, выразившего озабоченность «нарушениями на выборах». Заявление выглядит как минимум неуместным: выборы – это не «зона ответственности» НАТО. По выборам в США, видимо, следует ответить главе Генштаба России или ОДКБ.