Партии, принявшие участие в выборах, вчера весь день сообщали о многочисленных нарушениях. Однако избиркомы старались их не замечать. У комиссий это получалось.
Между тем, по словам главы Фонда свободных выборов Андрея Пржездомского, планка правонарушающих технологий на выборах-2007 была ниже, чем в 2003 году. Часть их, зафиксированных наблюдателями, была связана с агитацией, запрещенной – в соответствии с законодательством – еще в пятницу вечером.
Между тем, по данным КПРФ, в Махачкале 1 декабря демонстрировались предвыборные ролики «Единой России» и ЛДПР. В ночь с пятницы на субботу транспарант, агитирующий за одну из партий, появился в Санкт-Петербурге.
В день голосования в Перми, где отмечался День рождения края, распространялась агитационная продукция единороссов. Не прекращалась агитация и прямо на участках. В Ульяновске наблюдатели видели в руках у своих коллег из «Единой России» партийные газеты и шарики с медвежьей символикой. В Свердловской области около избирательного участка из колонок автомобиля-транслятора велась агитация за ЛДПР.
Многие города России были зачищены от агитационных плакатов, хотя ранее расклеенная агитация может сохраняться и в день выборов, если она находится дальше 50 метров от избирательных участков. Такой «остаточной» агитации был свойствен отчетливый перекос в пользу партии власти. Огромный билборд единороссов с лозунгом «Москва голосует за Путина!» продолжал красоваться в центре столицы. В то же время немногочисленные агитки остальных партий были заклеены белой бумагой.
Наблюдатели, направленные партиями на выборы, столкнулись с серьезными проблемами. В Красноярске милиция проявила повышенный интерес к представителям организации «Голос», воспрепятствовав их деятельности. В Волгоградской области наблюдателям КПРФ отказали в доступе к мобильной группе, проводившей голосование на дому. Наблюдателей от СПС без объяснения причин не пустили на два участка Москвы. Случаи недопуска журналистов фиксировались на избирательных участках в Екатеринбурге. В Ульяновской области корреспондент газеты «Гражданский голос» не смог попасть на участок, где проходило массовое голосование военных. В Астрахани наблюдателям не выдали на руки протоколы и отказались показать списки избирателей.
Отдельные мероприятия, сопряженные с нарушениями, были призваны обеспечить явку на выборы. Руководители предприятий потребовали от подчиненных организовать мониторинг явки персонала на избирательные участки. Согласно данным наблюдателей, в Свердловской области сотрудник милиции требовал от председателя участка звонить по определенному номеру каждые несколько часов и сообщать о явке. Необычно зазывали на выборы в Екатеринбурге: по городу курсировал лимузин с надписью «Подвезем на выборы». По сведениям КПРФ, председатели избиркомов города Северска раздавали своеобразные «шахматки» членам комиссий, в которых содержались данные по каждой квартире с просьбой фиксировать количество проголосовавших людей. Коммунисты полагают, что делалось это для дальнейшего давления на непроголосовавших горожан. Во Владимирской области представителями городской администрации проголосовавшим выдавались свидетельства о том, что они посетили избирательный участок.
По всей стране фиксировались случаи, граничащие с подкупом избирателей. По данным КПРФ, в Хабаровске голосующим на участках раздавались льготные дисконтные карты на продовольственные товары. В Кемеровской области на участках были организованы пункты оказания медицинской помощи, предлагавшие, в частности, бесплатно измерить давление. Новгородский комитет «За честные выборы» распространил пригласительные билеты, владельцы которых после голосования могли рассчитывать на получение подарков и призов, в том числе автомобиля «ВАЗ-2107».
На избирателя, решившего принять участие в выборах, оказывалось давление. В Анапе на участке был вывешен образец бюллетеня для голосования с галочкой, проставленной против партии «Единая Россия». Факт «помощи» при голосовании наблюдался представителями КПРФ в Уфе. Люди забирали бюллетень для голосования и выходили на улицу, где стоял автобус. После этого они возвращались к избирательным урнам и бросали бюллетени.
Как заявил вчера глава Фонда свободных выборов Андрей Пржездомский, «планка правонарушающих технологий» на выборах-2007 была гораздо ниже, чем в 2003 году. «Мы отмечаем, что нет такого разгула черного пиара, который у нас традиционно использовался на выборах», – подчеркнул Пржездомский. Вяло отреагировали на многочисленные сообщения и представители силовых структур, которые отделывались стандартной формулой: «инцидентов и нарушений в ходе выборов не зафиксировано». Лишь во второй половине дня в ЦИКе признали факт нарушения, связанный с подвозом людей для голосования на автобусах. Член делегации наблюдателей из Европы, бельгийский адвокат Филипп Шансе Вильмот, вчера порадовал руководство Мосгоризбиркома заявлением, что «голосование проходит в рамках закона».