Выдвижение Бориса Немцова кандидатом на выборах главы государства представлено лидерами СПС как очередная попытка объединения демократических сил. Однако чем больше фигур от право-либерального лагеря заявляет о президентских амбициях, тем менее реальными кажутся их шансы.
Немцов объяснил решение партии следующим образом: «То, что сегодня Никита выдвинул меня в президенты, – это честь и ответственность». Он пояснил, что своей главной целью считает «демонтаж суверенной демократии», а после выборов в Госдуму «пригласит всех за стол переговоров». И намекнул, что может стать единым кандидатом от демократических сил.
Однако история попыток выдвинуть единого кандидата от оппозиции длинна и хронически неудачна. Среди претендентов – люди с не меньшим политическим весом. К тому же, заметим, вряд ли удачен момент для выдвижения «бунтаря» – у СПС как никогда много сегодня проблем с выборами в Госдуму. А самое главное: время Немцова, похоже, безвозвратно ушло. По причине, среди прочих, его самоустранения с политической арены после думских выборов 2003 года.
Главный редактор немецкой газеты «Handelsblatt» Бернд Циземер считает: «Партия все еще служит прибежищем как минимум для двух дюжин экс-министров и кремлевских функционеров, которые когда-то, в начале 1990-х годов, вместе с Ельциным собирались поставить Россию на «демократические рельсы», следствием чего явились хаос и мафиозные разборки в имперских масштабах. Серьезной самокритики от тесно сплоченной московской клики до сих пор так никто и не услышал».
Многие видят в решении Немцова лишь стремление эпатировать публику. К примеру, заместитель директора Института развития гражданского общества и местного самоуправления Илья Константинов предположил: «Выдвигается он не для того, чтобы победить, а для того, чтобы устроить скандал, в этом я нисколько не сомневаюсь. И в этом его главная задача».
Другие эксперты предполагают, что речь идет всего лишь о технологическом ходе, ориентированном не на президентские, а на текущие парламентские выборы. На эту версию работают участившиеся сообщения о недовольстве партией ее региональными пиарщиками. В такой тревожной ситуации естественно, считают политологи, желание партийцев создавать побольше информационных поводов. Директор Центра политических технологий Игорь Бунин замечает: «Это совсем не лишний пиар для партии». А директор Центра политической информации Алексей Мухин уверен, что выдвижение Бориса Немцова в президенты – попытка удержаться в большой политике хотя бы до марта будущего года.
Политолог Максим Дианов уверен, что этого не случится. Эксперт напомнил, как четыре года назад Немцов лично покаялся – это он виноват в том, что СПС не попал в Думу. Между тем именно тогда лидер СПС имел шансы стать единым кандидатом от демократической оппозиции. Даже несмотря на ошибки, допущенные СПС в прошлой избирательной кампании. Поскольку он оставался последовательно правым политиком. Для того чтобы сделать сегодня рывок, необходима была кропотливая четырехлетняя работа, а не символическая деятельность на банковском поприще вдалеке от политических баталий.
Эксперты отмечают: яркая речь нынешнего Немцова уснащена вульгарной, псевдонародной лексикой, больше свойственной лимоновцам. Что, на взгляд наблюдателей, не может не отталкивать образованных представителей среднего класса, составляющего основу праволиберального электората.
По мнению экспертов, «детская болезнь левизны», которой заражено сегодня руководство СПС, заставляет традиционных почитателей «Союза правых сил» переориентироваться на более сдержанное в этом смысле «Яблоко».
В то же время Борис Немцов, на взгляд его потенциальных союзников из «Другой России», недостаточно решителен и брутален для того, чтобы стать единым кандидатом от оппозиции. Он для них «чужой». Понятно, что другороссы сами по себе не имеют шансов прорваться на вершину власти и работать в парламенте, однако у них и цель другая. В то время как СПС действительно намерен принять участие в законодательном процессе.
«Весь потенциал либерального электората в стране не превышает 8–10%, а кандидатов в президенты от этой прослойки ожидается много – Геращенко, Касьянов, Каспаров, Немцов, Явлинский, – и вряд ли кто-то из них снимет свою кандидатуру в пользу другого. Расхожая шутка гласит: «Легче арабам договориться с израильтянами, чем СПС с «Яблоком» – и это правда», – отмечает политолог Вячеслав Никонов.