С начала 1990-х годов физико-математическое образование и инженерное образование оказались на обочине интересов новой российской элиты. За спиной «капитанов научно-технического прогресса» советских времен образовался зияющий кадровый провал.
Пагубность для страны «нашествия непрофессионалов» (по последствиям – почти гуннов!) сегодня начали осознавать и власть имущие. Правда, в рамках собственных клановых интересов. Именно так можно понимать озвученные на днях результаты проекта «Единой России» – «Профессиональная команда страны». Гордо заявлено, что отобраны несколько тысяч счастливчиков, которые вроде бы и должны решить все проблемы России. Главное в проекте – подготовка «менеджеров высшего звена», то есть воспроизводство нынешнего двуединого сословия: государственных чиновников и коммерческих менеджеров.
Помилуйте, и тем самым надеются прорваться в число экономически благополучных стран, удвоить ВНП?! Ведь ни чиновники, ни менеджеры любого, даже самого высокого полета новых материальных ценностей, прорывных технологий и высокоэффективных средств производства не создают. Это удел научно-инженерной элиты страны.
Но откуда взять пахарей высшего звена? Только из молодых специалистов, выпускников вузов, выявляя еще на студенческой скамье самые талантливые личности, склонные к исследованиям, разработке новых технологий и конструкций, руководству научной и производственной деятельностью. Только системным подходом можно в разумные сроки заложить основу новой генерации научно-инженерной элиты. Однако российская инженерная школа, несмотря на отдельные мажорные факты, в целом скорее деградирует, нежели наоборот. Поскольку определяющие начала: качество набора, старательность студентов, квалификация и добросовестность преподавателей, к сожалению, дрейфуют со знаком «минус». Стратегические усилия Министерства образования и науки РФ направляются не на методологию обучения, а на принудительное насаждение чужеродных организационных форм: двухуровневой подготовки, «кредитных» оценок, единых государственных экзаменов┘
А вузы продолжают жить по старым канонам, с приоритетом количества над качеством. Титанические усилия вузовских коллективов – от ректора до последнего куратора – направляются не на огранку талантов, а на буксировку разгильдяев. Ибо изгнание десятка таковых влечет увольнение одного преподавателя. А куда ему после этого податься? Ни в чиновники, ни в рэкетиры данный контингент не берут.
Если в верхах будет осознана необходимость перемен в системе инженерной подготовки, начинать нужно со смены главной целевой функции вузов (первоначально – ведущих), что должно отразиться в содержании и направленности обучения, учебных планах и программах. Раскрытие и воспитание личностей, восполнение научно-инженерной элиты страны. Остальное – вторично.
Ничего путного не выйдет, если не изменить общественный статус преподавателей вузов, прежде всего профессуры. В цивилизованном мире профессора – это генетический фонд нации. Выражение «нищий профессор» звучит столь же одиозно, как в России – «бедствующий чиновник». В непроцветающей Украине введены особые пенсии для научных работников, в России профессорская пенсия – как у уборщиц. А вузовское равнодушие пострашнее метастаз коррупции. Впрочем, это две стороны одной медали.
Необходимо воссоздать притягательные условия прихода в вузовские коллективы талантливой молодежи, интегрируя ее с уходящей «старой гвардией» и успешными производственниками. Без этого, повторяю, любые потуги (хоть пятиступенчатое образование вводи!) будут бесплодными. Следует разрубить гордиев узел тесной увязки преподавательских штатов и текущей численности студентов. И пусть не страшатся чиновники ухудшения отчетности за счет массового изгнания вузовского балласта, не способного принести ощутимой пользы стране.
Был в послевоенные годы гордый девиз: «Бауманский подонков и недоучек не выпускает!». Может, и вправду прекратить выпускать, дешевле стране обойдется. Упомянутое – лишь малая толика того, над чем необходимо работать. Достаточно назвать хотя бы парадокс бесплатного заполучения иностранными фирмами лучших наших выпускников, воспитанных и обученных за российский счет.
Научно-инженерная элита страны отбирается и выращивается по крупицам. Окончательная потеря преемственности поколений обернется тяжелым ударом по стремлениям России вернуть себе полноценный статус Великой Державы.