Отказ руководства Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ наблюдать на выборах депутатов Госдумы 2 декабря, независимо от его истинных причин, которые впоследствии все равно станут явными, не останется незамеченным как в самой России, так и за ее пределами.
Понятно, что решения такого уровня прежде всего ориентированы на политическую составляющую. Как это ни удивительно, отказ БДИПЧ не принесет дивидендов ни России, проводящей курс на демократические преобразования, ни ОБСЕ – организации, созданной для целей сотрудничества и раннего предупреждения конфликтов на европейском пространстве.
В отсутствие «своего глаза» на декабрьских выборах Европа останется при собственных догадках об электоральных процедурах в России и будет довольствоваться рассказами о них из любезных им источников, которые, как это обычно и бывает, перескажут, многократно усилив, истории «очевидцев» об интригующих событиях
2 декабря. СМИ также выскажутся с диаметрально противоположной тональностью.
Безусловно, Запад услышит и голоса «обворованных» «борцов с режимом», которые станут читать лекции в заграничных аудиториях о том, сколько и каким образом у них было «украдено» голосов избирателей. Способы будут называться разные: от космически невероятных с нажатием потаенных кнопок, задействованием навигационной системы ГЛОНАСС, зомбированием населения через телевизор до примитивного – «вброса» бюллетеней. Количество «похищенных» голосов тоже будет разное, но, конечно, не менее 7%, необходимых для прохождения в Думу.
России институт международного наблюдения для легитимации выборов внутри страны не нужен: при сомнениях в данных ЦИК РФ предусмотрено обжалование в судебном порядке – вплоть до Европейского суда по правам человека. На межгосударственном же уровне такая система легитимации не предусмотрена: убедиться в честности выборов и позволял институт международного наблюдения, в том числе по линии БДИПЧ ОБСЕ. Однако неподотчетная деятельность БДИПЧ коллегиальным органам ОБСЕ в последнее время стала перекидываться на национальные политические процессы и все меньше соответствовать определенному ей мандату.
Предложив БДИПЧ ОБСЕ довести размер «наблюдательного глаза» до разумных пределов (в письме ЦИКа речь идет о численности приглашенных наблюдателей БДИПЧ в количестве 70 человек, что почти в два раза больше, чем миссии бюро на последних выборах в США, Франции, Бельгии и Италии вместе взятых), Россия достаточно деликатно, но внятно напомнила Западу о закрепленном в Уставе ООН праве наций на самоопределение, независимость и суверенитет. И то, что наблюдение за выборами не есть форма участия во внутринациональных делах. Определенные же политкруги на Западе не были готовы к такому повороту событий, пребывая в убеждении, что Россия продолжает стоять на коленях после тяжелых 90-х годов и не способна на равных вести диалог с Европой.
Руководство БДИПЧ привыкло действовать по собственным понятиям, очевидно, полагая, что их миссия в России – сродни миссионерству проповедников на туземных территориях. Поэтому можно понять, почему с момента получения 31 октября письма от ЦИК России организация две недели находилась в глубоком нокауте. Шок прошел только к 13 ноября, когда БДИПЧ все-таки прислала заявку на участие в мониторинге российских выборов, одновременно выкинув на ринг «белое полотенце» в виде письма директора бюро Кристиана Штрохала об отказе прислать миссию.
Что же будет дальше? Выборы в России пройдут по закону. Но еще до дня голосования 2 декабря будет дан старт президентской кампании, на которую будет переключено все внимание. России, с одной стороны, не хотелось бы вновь услышать вопрос «ху из новый президент?», который непременно возникнет в отсутствие представителей БДИПЧ ОБСЕ на этих выборах. С другой – Россия уже не уступит занятых позиций в вопросах международного мониторинга и оценки демократичности избирательных процедур, к которым она с таким трудом пробивалась сквозь частокол западного «золотого стандарта» демократичности электоральных процедур. Стандарта, о котором так много говорят, но никто его не видел ни в Великобритании, где институт международного наблюдения был введен менее года назад, ни в США, где пожизненно могут лишить права голоса, ни в странах Балтии, куда БДИПЧ ОБСЕ заглядывает крайне редко, ни в Польше, которая и вовсе может отказаться от международных наблюдателей... Откат во времена холодной войны и железных занавесов, предлагаемый руководством БДИПЧ, никому не нужен. И Россия будет исполнять взятые на себя политические обязательства, но уже с высоты занятых позиций. Она пригласит представителей бюро после завершения регистрации кандидатов в президенты РФ. А бюро будет вынуждено принять приглашение на предложенных условиях. В противном случае существование БДИПЧ ОБСЕ, в том числе и на деньги российских налогоплательщиков, не будет иметь никакого смысла.