Сразу после визита Владимира Путина в Минобороны на совещание высшего руководящего состава ВС РФ и высказанных им претензий в адрес некоторых многозвездных генералов (см. «НГ» от 21.11.07) произошли резкие перемены. В отставку отправлены сразу три руководителя.
Один из них – начальник Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) Минобороны генерал-полковник Игорь Быков – подвергся критике президента за неисполнительность. Ему Путин вменил в вину недостроенный госпиталь для подводников Тихоокеанского флота на Камчатке, в поселке Вилючинск, где побывал Главковерх, но в госпиталь попасть не смог, так как местным начальникам там нечего было ему показать. По той же причине, видимо, уволен с воинской службы начальник Службы расквартирования и обустройства войск генерал армии Анатолий Гребенюк. Он тоже отвечал за строительство госпиталя. А заодно с ними отправлен в отставку и начальник Главного бронетанкового управления генерал-полковник Владислав Полонский.
Правда, с генералом Полонским история другая. Он выслужил положенный по закону срок – генералы уходят в отставку в возрасте 60 лет. А Быкову и Гребенюку – едва за пятьдесят. Но недостроенный и недооборудованный госпиталь в Вилючинске – только повод для увольнения. На самом деле недостатков и в строительстве жилья для военных, и в обеспечении служивых необходимой медицинской помощью и без того хватает. Не только на Камчатке, но и в Москве, в частности в центральных госпиталях Минобороны.
Несмотря на увеличивающийся с каждым годом бюджет, необходимых лекарств мало. Замена устаревшего медицинского оборудования на современное идет крайне медленно. А санатории и базы отдыха стали недоступными для офицеров и запасников, которые не имеют связей в ГВМУ. С одной стороны – очень дороги путевки, с другой – их не достать. Кто-то за это должен был ответить.
Так же как со строительством и покупкой постоянного и служебного жилья для военнослужащих. Несмотря на бодрые рапорты военных о том, что жилищная проблема вот-вот будет решена, очередь на жилье за последние пятнадцать лет ни разу не была меньше 120 тысяч.
Назначение министром обороны Анатолия Сердюкова, специалиста по финансовым и экономическим вопросам, должно было переломить ситуацию. Новый глава военного ведомства привлек к анализу и изучению накопившихся проблем новых людей, не связанных с военными, получил карт-бланш от президента на увольнение высших военных чинов, которые по тем или иным причинам не справляются с работой.
Сейчас из пяти первых и «простых» заместителей министра, которые занимали этот пост при Сергее Иванове, остались двое. Начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский и начальник Тыла генерал армии Владимир Исаков. Начальник Службы экономики и финансов МО РФ Любовь Куделина стала замминистра.
Сейчас появился еще один заместитель министра – генерал-майор запаса ФСБ Олег Эскин, которому поручено курировать развитие автоматизированных систем управления войсками, информтехнологий и связи.
Новые задачи, которые стоят перед Вооруженными силами, требуют новых кадров – высококомпетентных, ответственных и не запятнанных порочащими их связями. А еще умеющих организовывать армейское хозяйство по-новому. Особенно на командном уровне самого военного ведомства. Потому там появилось Главное правовое управление, Организационно-инспекторское управление, Управление прав собственника имущества организаций Минобороны. Финансово-экономический блок раскассирован на три составляющие. Из него выделен департамент социальных гарантий. В округах и на флотах формируются территориальные и региональные подразделения Главного управления капитального строительства.
Финансовые потоки, направляемые в армию на закупку вооружений, выплату денежного довольствия военнослужащим и на строительство и закупку жилья, должны, по мысли Анатолия Сердюкова, стать более прозрачными и контролируемыми. Хотя бы на уровне руководства военным ведомством. До контроля за этими расходами гражданского общества еще далеко. Но может быть, смена руководства на важнейших армейских постах после публичной критики президента – шаги в этом направлении.