Конституционный суд России вчера признал не соответствующим нормам Основного закона страны целый ряд статей Уголовно-процессуального кодекса РФ, которые, по мнению суда, ущемляли в правах психически больных подсудимых и лиц, подвергшихся принудительному лечению. Теперь этой категории граждан позволено не только лично участвовать в судебных заседаниях по их уголовным делам, но и знакомиться с материалами следствия.
«Речь идет о статьях 433, 437, 438, частях 3 и 6 статьи 439, части 1 статьи 441, статье 444, части 1 статьи 445 УПК РФ, – пояснила корреспонденту «НГ» руководитель пресс-службы Конституционного суда РФ Анна Малышева. – Они признаны неконституционными как нормы, не позволяющие лицам, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном заседании при его рассмотрении, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об изменении и прекращении применения указанных норм и обжаловать принятые по делу процессуальные решения».
Героями дня стали Владислав Матвеев из Саратова, Ольга Лобашева из Ярославля и Сергей Абламский из Брянска, которые около месяца назад подали в КС РФ соответствующие жалобы. Вчера они присутствовали в зале заседаний и, выслушав вердикт, шумно поздравляли друг друга, дав волю эмоциям. Каждый из них на собственном опыте узнал, как много значат все эти ограничения. Они дошли до высшей инстанции и одержали победу, которую, кстати, высоко оценили российские правозащитники.
«Мы еще в советское время добивались, чтобы психически больные люди не были лишены всех гражданских прав, – прокомментировала «НГ» решение КС председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. – В начале 90-х годов в России был принят очень хороший закон о правах людей этой категории, но постепенно эти права все сужались: частично какими-то поправками, частично – самой практикой. Сейчас мы опять столкнулись с тем, что психиатрия довольно часто используется для сведения каких-то счетов». По ее словам, разница по сравнению с советскими временами состоит в том, что тогда в дома сумасшедших упрятывали за убеждения, а сейчас такие случаи чаще всего имеют под собой корыстную почву. «Случается, что партнеры по бизнесу объявляют человека психически больным ради того, чтобы завладеть его активами, – отметила Людмила Алексеева. – К сожалению, приходится констатировать, что в таких случаях имеет место сговор с врачом-психиатром». Поэтому поправки, внесенные в УПК РФ и направленные на расширение защиты прав данной категории граждан, следует только приветствовать, считает руководитель Московской Хельсинкской группы.
«Те нормы, которые Конституционный суд признал незаконными, перестают существовать с момента оглашения постановления, – пояснила Анна Малышева. – Для этого не требуется никаких решений ни Госдумы, ни Совета Федерации, ни президента. Конечно, после того как эти статьи вычеркнуты из УПК РФ, там образовались некие пробелы, устранить которые должен законодатель». Что касается подателей жалоб, то, по словам Малышевой, их дела теперь подлежат пересмотру.