Вчера Анатолий Чубайс публично опроверг слухи о своем скором расставании с единомышленниками из «Союза правых сил»: «Сообщения в СМИ о том, что я в ближайшее время могу выйти из СПС, не соответствуют действительности. Таких действий я не планировал и не планирую». «Я действительно не принимаю участия в избирательной кампании, но идеологию партии полностью поддерживаю», – заявил политик.
Чубайс обвинил в случившемся конкурентов: «Считаю, что возникновение подобных слухов на завершающем этапе предвыборной кампании не случайно. Понятно, кем они подогреваются. Это наши политические оппоненты, которые всеми мыслимыми и немыслимыми средствами пытаются помешать СПС пройти в Госдуму». Между тем очевидно, что такого рода публикации на руку правым. Дело в том, что в последнее время резко усилился отток из предвыборных списков «Союза правых сил». Накануне выборов СПС покидают руководители его региональных отделений. Таких «беженцев» насчитывается уже около десятка – и ряды их пополняются почти ежедневно.
Однако есть существенная деталь: никто из них не торопится покидать партию. С чем связан такой демонстративный отказ от участия в кампании? Экс-глава нижегородского списка Андрей Осипенко так прокомментировал угрозы федерального руководства: «Я прочитал о том, что таких «отщепенцев», как я, кто-то выгонит и т.д. Во-первых, меня не они принимали в эту партию. Я вступал в региональную организацию, в нижегородское региональное отделение, и билет мне здесь выдавали. И нижегородская же региональная конференция избрала меня в апреле председателем». Покинувшие списки полны решимости продолжать борьбу внутри СПС. Осипенко, в частности, намерен инициировать проведение нижегородской конференции сразу после парламентских выборов, чтобы там поставить вопрос о председателе. Срок его полномочий, кстати, истекает только в апреле будущего года. «Я думаю, – замечает партиец, – что оценка эта будет зависеть от результатов выборов, по крайней мере я свою позицию высказал честно и открыто. И мы еще посмотрим, кто кого выгонит, – руки коротки».
Цепляться за партию при любых условиях Осипенко не хочет. Нижегородского лидера СПС тревожит перерождение его структуры: «Если это будет нечто другое, превращающееся в подпольное движение, которое будет стучать кастрюлями, сжигать чучела и протестовать, отрицая любые положительные моменты в стране, – конечно же, я не собираюсь в этой партии и дня задержаться. Понимаете, можно быть либералом и любить Родину, вот и все».
С ним солидарен Владимир Малинин, координатор СПС по Ульяновской области: «Вообще я не первый, кто вышел из СПС по принципиальным соображениям, оставаясь при этом либералом. В первую очередь недовольство было тем, что по ряду округов, по ряду «корзин» ставились не те, кто работал в регионе, а пришлые люди. Либо из Москвы, либо из Перми, либо из Екатеринбурга и Свердловской области. Мне это было неприятно».
Малинина огорчает, что «идеологически выдержанная и принципиально последовательная партия превратилась в политтехнологическую машину, штампующую популистские предложения для всех и каждого – и все это ради депутатских мест для московско-пермско-екатеринбургской команды». Вместо того чтобы расширять ряды сторонников партии и среди либерально настроенных граждан, СПС, на взгляд Малинина, сконцентрировался практически только на одних лишь избирательных технологиях, «рассчитанных в прямом смысле на люмпенов».
Малинин сомневается в результативности деятельности СПС в будущей Думе: «У меня нет уверенности в том, что там СПС будет работать как либеральная оппозиция». Еще более резок в выражениях его единомышленник Игорь Панкратов (бывший
№ 1 по брянскому региональному списку СПС): «То, что происходит в партии, шокирует большинство ее членов. Если уж даже принцип федерализма в СПС не соблюдается, то о чем еще можно говорить? Борис Немцов вообще разочаровал меня своим последним высказыванием, в котором он заявил, что мы должны быть «оппозицией ради оппозиции».
Оппонентов Никиты Белых и Бориса Немцова не устраивает жесткая централизация в партии. Они считают, что руководство СПС не учитывает мнений регионов. Сергей Середович, член политсовета регионального отделения СПС в Удмуртии, отказывается понимать команду федерального Центра: «Мы не видим никакого смысла бороться за людей, которые где-то там, в Москве, защищают свои личные интересы, а вовсе не те интересы, которые они, по идее, должны защищать». Середович не видит разницы «между людьми, которые находятся у власти, и теми, кто сейчас есть в руководстве СПС». Он уверен – надо находить конструктивные решения по взаимодействию с властью, а не выступать против нее с огульной критикой: «Потому что говорить, что все плохо, – это проще всего».
Партиец из Ижевска осуждает решение Центра о снятии списков СПС с выборов в Госсовет республики, считая это абсурдом: «Вместо того чтобы решать какие-то серьезные вопросы, люди просто решают что-то свое. Именно это я увидел на съезде. Руководство делает все, чтобы разочаровать людей в партии, чтобы оттолкнуть от СПС людей. Особенно тех, кто работает в регионах и последовательно придерживается либеральных взглядов. Я вышел из списка, потому что по большому счету разочаровался в нынешнем СПС».
В свете всех этих сообщений, похоже, находит объяснение одна из версий появления слухов о расставании Чубайса с СПС. Возможно, они исходят из самого штаба «Союза правых сил» – чтобы продемонстрировать потенциальным избирателям дистанцированность главы РАО «ЕЭС» от партии. Тем более, что к такому методу СПС неоднократно прибегал в ходе региональных кампаний. К тому же возможный отход Чубайса может самым печальным образом сказаться на судьбе Никиты Белых и Бориса Немцова на ближайшем съезде СПС 17 декабря. Оба они – один в федеральном руководстве, другой во главе федерального списка – появились благодаря жесткому давлению главы РАО «ЕЭС». И, естественно, что ответственность за возможный провал кампании делегаты съезда СПС захотят возложить на них.