В конце минувшей недели Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) известило Москву об отказе от участия в наблюдении за выборами в Госдуму 2 декабря. Это решение поддержал Госдепартамент США. О возможности подобного исхода «НГ» сообщала сразу после того, как ЦИК направил ОБСЕ приглашение. Документ был получен в Вене намного позднее обычного и содержал ограничения, с которыми организация ранее не сталкивалась на территории нашей страны. БДИПЧ, являясь основной структурой по наблюдению за выборами на пространстве ОБСЕ (56 стран), изначально намеревалось направить в Россию несколько сотен экспертов на долгосрочной основе, как и в предыдущие годы. Однако Москва внесла существенные коррективы в планы бюро.
После получения приглашения, в котором говорилось лишь о 70 наблюдателях и краткосрочной миссии, ОБСЕ высказала недовольство, но все же согласилась сыграть по правилам Москвы. Было решено направить в Россию 20 экспертов 7 ноября и еще 50 – 15 ноября. Но сделать это не удалось, поскольку, как утверждают в Вене, возникли проблемы с визами. В итоге БДИПЧ отказалось от наблюдения.
«На самом деле, если что и помешало наблюдателям по линии БДИПЧ приехать в Россию, так это неразбериха в бюро и пренебрежительный образ действий его руководства, – заявил российский МИД. – Сначала оно пыталось навязывать мониторинг, не дожидаясь получения приглашения, а потом искусственно создавало для наблюдателей и даже своих сотрудников проблемы, не удосуживаясь снабдить их направленной в адрес бюро информацией ЦИК России о шагах, которые необходимо предпринять для их аккредитации». То есть получается, что в БДИПЧ работают банальные вредители.
С формальной точки зрения к Москве не придраться: ни в каких документах не записано, сколько наблюдателей следует приглашать и в какие сроки. Но едва ли здесь не осознавали, что за месяц до выборов (а именно столько времени оставалось у ОБСЕ с момента получения приглашения) бюрократам было бы непросто сформировать группу экспертов, получить визы, забронировать номера в отелях, приобрести авиабилеты, арендовать необходимые для работы помещения, развернуть миссию на месте и т.п. Тем более что до сих пор БДИПЧ, имеющее собственную методологию наблюдения за выборами, работало здесь в совершенно других условиях.
Москва вновь попыталась сыграть на расколе, указав, что «на БДИПЧ свет клином не сошелся». «Убеждены, что наблюдатели, прибывающие в Россию от ряда государств, в том числе входящих в ОБСЕ, ее Парламентской ассамблеи и других международных организаций, смогут поработать спокойно и профессионально», – говорится в заявлении МИД РФ. В Вене сигнал «разделяй и властвуй» тут же уловили.
Выиграет ли что-то Москва от унижения экспертов БДИПЧ? Во-первых, следует вспомнить, что доклады бюро по итогам выборов в России всегда были критическими – даже в самый демократический период ее развития. При этом оценки БДИПЧ не влекли за собой каких-то драматических последствий: результаты выборов всегда признавались западным миром. Во-вторых, нынешняя избирательная кампания не содержит сколь-нибудь значимых неизвестных. Так что БДИПЧ при всем желании не смогло бы манипулировать ситуацией. Иными словами, БДИЧПЧ не является серьезным противником для Кремля. Вместе с тем аннулирование визита даст почву для критики в адрес Москвы на различных международных площадках.
Щелчок по носу ОБСЕ не усиливает позиций Москвы перед совещанием министров иностранных дел 56 стран, на суд которых в конце месяца Сергей Лавров вынесет «Базовые принципы организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ». Документ, поддержанный такими демократическими странами, как Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, предусматривает, что БДИПЧ должено стать подконтрольным Постоянному совету ОБСЕ, который, в свою очередь, будет решать, публиковать выводы БДИПЧ по итогам выборов или нет. По оценкам дипломатов, предложения Москвы не пройдут.
Есть еще один момент. Рисуя ОБСЕ в качестве некого врага, Москве не стоит заигрываться. Россия является членом организации, и в ее структурах, в том числе БДИПЧ, работают около 6% граждан РФ.
Эффект от нажима на БДИПЧ помогает некоторой части нашей элиты ощутить растущую российскую мощь. Как ее помогают ощутить мюнхенские речи, полеты Дальней авиации, громкие заявления по Косово или мораторий на ДОВСЕ. Но неужели эта часть элиты не замечает, что вслед за Мюнхеном Россия голосует за санкции в отношении Ирана, что бомбардировщики летят старые, что стратегии в отношении Косово не было и нет, что, наконец, свой «победный» выход из ДОВСЕ Москва не стыдится сравнивать с отказом «от дискриминационных положений Парижского трактата, навязанного стране по итогам Крымской войны»? Пора бы уже начать замечать.