0
1009
Газета Политика Интернет-версия

16.11.2007 00:00:00

"Разборчивый жених" – Ашхабад

Иван Сафранчук

Об авторе: Иван Алексеевич Сафранчук - директор российского представительства Института мировой безопасности.

Тэги: туркменистан, газ, ес, сша


В 2007 году Туркменистан вышел из изоляции и, по сути, проводит многовекторную политику. В текущем году туркменский президент съездил в Саудовскую Аравию, Россию, Казахстан, Иран, Китай, США, причем в некоторые из этих стран не по одному разу. Гурбангулы Бердымухамедов посетил все государства Центральной Азии, кроме Узбекистана (но его президент Ислам Каримов сам прилетал в Ашхабад), принял участие в саммите ШОС в Бишкеке в августе в качестве гостя.

И, наконец, визит 6–7 ноября в Брюссель как столицу Евросоюза явился очередным свидетельством внешнеполитической активности преемника Сапармурата Ниязова. А ведь Туркменбаши в конце правления отправлялся в зарубежные вояжи 1–2 раза в год, а его министр иностранных дел несколько лет вообще не покидал родную страну.

Однако перспективы многовекторной политики нового главы Туркменистана остаются не ясны. В настоящее время и Москва, и Пекин, и Вашингтон, и Брюссель имеют свои программы отношений с Ашхабадом. Всем необходим доступ к туркменским энергоресурсам.

Первой добилась успеха Россия, подписав в мае 2007-го предварительное соглашение с Туркменистаном о строительстве Прикаспийского газопровода. Участником этих договоренностей также является Казахстан. Правда, к намеченной дате (до 1 сентября) не удалось утвердить конкретные технические параметры и сроки, однако переговоры продолжаются. Но в июле Бердымухамедов в ходе визита в Пекин обновил соглашение о прокладке газопровода из Туркменистана в Китай. Идет подготовка к строительным работам.

В течение всего года Туркменистан посещали представители США. Вашингтон убеждает Ашхабад в целесообразности и технической возможности строительства Транскаспийского газопровода в обход России. Также многие наблюдатели предполагают, что в туркменско-американском диалоге есть вопрос о военном присутствии США на Каспии.

ЕС, в свою очередь, видит в Туркменистане ресурсную базу для «Набукко», трубопроводного проекта, неразрывно связанного с Транскаспийским проектом.

Все хотят дружить с Туркменистаном и заключать контракты с конкретными обязательствами. Наиболее простой и технически проработанный вариант, поскольку он планировался еще в СССР, предлагает Россия. Проект газопровода в Китай может столкнуться с некоторыми политическими трудностями, но является вполне возможным.

Более того, российское и китайское предложения на определенных условиях могут быть согласованы.

Проект, продвигаемый ЕС и США, – Транскаспийский – невозможно реализовать так же быстро, как российский и китайский варианты. Вокруг него много политических, технических и экономических неопределенностей. Однако получить доступ к европейским потребителям в обход России очень привлекательно для Туркменистана.

Россия, США, ЕС и Китай, продвигая свои проекты, все-таки исходят из того, что все они осуществлены не будут, то есть это конкурирующие предложения. Исходя из этого многовекторность Туркменистана воспринимается как явление временное – на период выбора из нескольких альтернатив.

Ашхабад может вдохновлять пример Астаны. Однако Казахстан, выстраивая отношения с разными партнерами, балансируя между Россией, Китаем и США, между их интересами и взаимными подозрениями, тем не менее достаточно предсказуем для всех. Как никак он член ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС.

Насколько можно судить, Туркменистан пока понимает многовекторность достаточно примитивно: вообще иметь дело со всеми, а в каждом конкретном случае – с тем, с кем выгоднее. Это своего рода прагматизм – не случайно Бердымухамедов в разных местах и форматах неоднократно высказывался в том плане, что не надо политизировать экономические вопросы. Все это говорит о том, что президент серьезно недооценивает проблемы геополитики.

В случае Туркменистана многовекторность является фактором неопределенности. Но рано или поздно глава государства должен будет предпринять реальные шаги, чтобы не вызывать вопросов и непонимания у внешних партнеров.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
1599
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
1113
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
1294
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
1340

Другие новости