Вчера лидер «Союза правых сил» Никита Белых неожиданно заявил, что оформит статус наблюдателей от своей структуры на выборах представителям «Другой России». А на днях сообщил, что примет участие в марше несогласных. Такое решение явно свидетельствует о развитии глубокого внутреннего кризиса в партии. А также, возможно, и об отказе руководства СПС от намерения отстаивать либеральные ценности менее экстравагантным, зато более законопослушным путем.
Сам Белых экстремальный тактический крен обозначил как радикализацию избирательной кампании СПС и согласие партии с главным лозунгом «Другой России»: «За Россию – без Путина». При этом он почему-то забыл, что всего два года назад из СПС со скандалом был исключен один из лидеров московской городской организации Сергей Жаворонков, который принял участие в митинге лимоновцев, сегодня как раз и составляющих костяк маршей.
Между тем еще совсем недавно Белых и сам в интервью журналу The New Times уверенно заявлял, что участие правых в подобных уличных шествиях «можно расценить как провокацию». Не отвечает за свои слова и его «правая рука», заместитель председателя СПС Леонид Гозман, первый замначальника федерального избирательного штаба партии, который всего месяц с небольшим назад возмущался, говоря о маршах: «Оппозиция – это не уличные столкновения, это не домашние чаепития. Оппозиция – это фракция в парламенте». И вот после всех этих «принципиальных» заявлений – такое сальто-мортале. Руководство СПС мечется – похоже, лидеры на грани нервного срыва: предвыборные списки трещат по швам, а партия в целом на грани развала.
Накануне с СПС распрощалась очередная группа лидеров региональных списков партии на выборах в Госдуму. Нестройные ряды либеральной оппозиции покинули Игорь Панкратов из Брянска и нижегородец Андрей Осипенко, возмущенный превращением избирательной кампании СПС «в балаган».
Расул Алиев, Владимир Малинин, Ваха Евлоев... Список региональных лидеров правых, отказавшихся участвовать в выборах, удлиняется с каждым днем. Не исключено, что такими темпами к 2 декабря от СПС останется одна федеральная тройка. Причем это бегство вызвано не только идеологическим и кадровым кризисом партии, но и более прагматичными неурядицами.
Таким образом, участие в скандальных маршах несогласных является для СПС едва ли не единственным способом напомнить избирателям о себе. Пойдет ли такое напоминание партии на пользу? Социологи в этом сильно сомневаются.
«С радикальной тактикой они должны были входить в кампанию и тогда могли бы рассчитывать на результат, – уверен директор «Левада-Центра» Лев Гудков. – А сейчас избиратель может и не поверить радикализации, сочтет ее конъюнктурной». Впрочем, судя по всему, радикализацию вожди СПС держали в уме загодя, еще когда публично критиковали несогласных. Борис Немцов, например, и Мария Гайдар уже принимали участие в подобных маршах – и ничего. Никто их за это из партии не исключил. Да и тот же Никита Белых не случайно выручал недавно активиста несогласных Навального из переделки со стрельбой по людям из травматического пистолета во время дебатов в московском клубе. Как оказалось, он помогал союзнику.
«Люди не забыли достижений Немцова со знаком «минус», – считает экс-кандидат в депутаты № 1 по ингушскому списку Ваха Евлоев. Учитывая это обстоятельство, вряд ли новая тактика и выдвижение Немцова на первый план привлечет к СПС новый электорат. Скорее наоборот – оттолкнет не только прежних избирателей, но и проверенных активистов (как это произошло в случае с тем же Евлоевым). Слишком уж неаппетитно выглядит политический винегрет из интеллигентных правых и отвязных нацболов в компании со сталинистами.
Вряд ли это не понимают в руководстве СПС. И все же сознательно идут на политическое самоубийство. Со стороны это выглядит неуклюжей попыткой шантажировать Кремль: или мы идем на улицу в обнимку с несистемной оппозицией, или вы даете нам пропуск в Думу. Правые, видно, забыли, что подобные методы шантажа давно не работают.
«Союз правых сил» стал заложником собственной политики. Теперь ему остается дезавуировать заявление об участии в маршах, чтобы сохранить последние остатки своего электората. Либо все же принять участие в марше, отпугнув от СПС идейных либералов, и окончательно перейти на позиции маргинальной тусовки. Забывчивый Никита Белых заблуждается: участие СПС в марше несогласных – это не радикализация предвыборной кампании правых. Это маргинализация СПС в чистом виде.
Продолжение темы на стр. 6